Классический индийский кинематограф 1960-1980 гг. тщательно пестовал образ индийской женщины как верной, скромной, покорной, жертвующей всем ради семьи и мужчины. Но времена меняются, и любители классики сетуют, что нынче Болливуд уже не тот. А те, кого классика коробила, с удивление открывают для себя новый Болливуд и его новых героинь.
Хочу поделиться с вами тремя самым яркими и удачными, на мой взгляд, примерами женской эмансипации в индийском кино.
"Никогда не говори "Прощай" (2006 год) - пожалуй, лучший на сегодня фильм режиссера и продюссера Карана Джохара. В центре сюжета две супружеские пары, каждая из которых образовалась, потому что "пора и все так делают".
В одной паре эмансипации способствует случайность - муж после аварии теряет возможность нормально зарабатывать, и роль добытчика в семье постепенно переходит к жене, в то время как мужчина начинает заниматься воспитанием ребенка. Разумеется, не обходится без взаимных упреков и обид, и изначально не слишком крепкий брак начинает трещать по швам.
Во второй паре к тому, чтобы работать и проводить больше времени вне семьи, героиню толкает невозможность иметь детей и понимание, что она ошиблась, понадеявшись, что "стерпится-слюбится" и одной большой влюбленности мужа хватит на двоих.
То, что герои решаются на развод вместо бесконечных страданий и даже осмеливаются вступать в новые браки и быть счастливыми после - сценарий, который 20-30 лет назад в Индии просто не прошел бы дальше стадии читки. Правда, Джохар все же подстелил себе соломки тем, что перенес место действия в Нью-Йорк (типа это не наши местные индийцы так себя ведут, а эмигранты).
Отдельно хочу отметить линию родителей главных персонажей - она о том, что пожилые люди, оставшись в одиночестве, тоже вправе устроить свою жизнь с наибольшим комфортом.
Героиня фильма "Рани" (или "Королева" (2013 г.), как его называли в мировом прокате") об эмансипации даже не помышляла - она готовилась к свадьбе с любимым, тщательно исполняя все его пожелания. И когда перед самой церемонией он заявил, что передумал, оказалась покрыта не только татуировками мехенди, но и позором "брошенки". Ей стыдно выйти на улицу, стыдно посмотреть в глаза родителями, истратившим на подготовку к свадьбе огромные деньги, и купленная задорого свадебная путевка в Европу пропадает... И Рани решает ехать одна, не подозревая, что так начинается ее путь к себе, к познанию собственной личности и желаний.
На этом пути она даст отпор уличному грабителю, поцелует жгучего итальянца, подружится с отвязной француженкой, встретит веселого японца, мощного африканца и простого русского парня по имени Саша, напьется в баре, устроит дискотеку, побывает в голладском хостеле и секс-шопе, а потом вернется в Индию с осознанием, что "хорошие девочки попадают в рай, а плохие - куда захотят".
Если два предыдущих фильма повествуют о преимуществах эмансипации, то третий, "Пику" (2015 г.) - об ограничениях, которые она накладывает на жизнь женщины. Пику Банерджи состоялась в профессии, она независима, красива, горда... и очень одинока. Свою уязвимость она прячет за резкостью и требовательностью. Такой ее воспитал отец, презирающий традиционную женскую покорность, но воспитал в том числе в эгоистических целях: он не хочет, чтобы Пику выходила замуж, ее семейная жизнь должна заключаться лишь в заботе о нем и его здоровье. Он не против мимолетных связей, но серьезным женихам шепотом сообщает, что его дочь - не девственница.
Где грань между родителями, пожирающими жизни своих детей, и родителями, о них заботящимися? Как совместить заботу о старшем поколении с устройством собственной жизни и своими желаниями? Непростые вопросы, о которых фильм заставляет задуматься и которые актуальны не только для Индии.
Приятного просмотра!