Найти тему

Фредерик Бегбедер: наступил тоталитарный смеховой режим

Скандальный французский писатель Фредерик Бегбедер, чьи «Любовь живет три года» и «99 франков» в свое время стали своеобразным манифестом нового поколения, выпустил новую книгу: «Человек, который плакал от смеха». В ней признанный хулиган и панк от литературы говорит о том, что пора становиться серьезными. Софико Шеварнадзе обсудила с писателем такую резкую перемену во взглядах, засилье юмора на планете, роль цензуры и влияние комиков на мировую политику.

«Сегодня смех превращается в повинность»

Бегбедер прямо заявляет: «меня тошнит от бесконечных шуточек». Эпоха свободы, которая наступила после войны,сменилась эпохой тирании смеха – теперь мы не только можем смеяться над чем угодно, но и обязаны это делать. Именно об этом новая книга писателя. «Шутить нам жизненно необходимо, но сейчас мы дошли до той точки, где одними шутками уже не справишься. Они никак не помогают разобраться в смысле жизни».

Такая ситуация складывается по всему миру, не только в родной для Бегбедера Франции или в России, которая часто выступает в его книгах главным местом событий. Сегодня во всем мире юмористы и комики захватывают власть, причем делают это реально: побеждают в дебатах опытных и серьезных политиков и выигрывают выборы. «Клоуны больше не критикуют королей, они сами стали королями», отмечает Бегбедер с горечью.

Отношение Бегбедера к происходящему изменилось в том числе и из-за счастливых перемен в личной жизни: он переехал из Парижа в небольшой город, у него двое маленьких (2 и 4 года) детей. А еще он, по собственному признанию, стареет – в этом году ему исполнилось 55 лет.

Как комики помогли победить Трампу и почему они – реальная угроза для демократии? Что общего между Россией и Францией и почему Бегбедер чувствует себя героем поэмы «Москва - Петушки»? Неожиданные откровения и взгляд писателя на мировую реальность.

«Как только загорается красная лампочка, все начинают подбирать слова»

Впрочем, все это не помешало Бегбедеру сделать книгу, которая критикует засилье юмора, смешной и как всегда дерзкой. В России ее даже издали в неполном варианте: переводчица отказалась переводить слишком порнографичный, по ее мнению, отрывок – его опубликовали на языке оригинала.

Выступая за то, чтобы юмора меньше, Бегбедер в то же время против цензуры: «Я готов подписать петицию в защиту свободы смеха». Он горячо рассуждает о феномене «Шарли Эбдо», которых считает очень смелыми людьми, и называет величайшим комиком Луи Си Кея, несмотря на обвинения того в сексуальных домогательствах. Обсудили природные законы юмора, признаки фейковых шуток и почему окружающие смеются, даже если Бегбедер говорит серьезные вещи.

«Если мне есть, что сказать, я лучше напишу книгу. По крайней мере, в ней больше 140 знаков».

Удивительно, но такая яркая медийная личность как Бегбедер игнорирует социальные сети. Почему он ушел из Фейсбука и не считает необходимым писать что-то в Твиттере. В чем секрет популярности YouTube и почему он считает его опасным? «Литература гибнет, социальные сети захватывают мир. Но я все-таки надеюсь на движение сопротивления», – так объясняет писатель свое интернет-затворничество.

«Для романа очень здорово, когда вокруг разворачивается апокалипсис»

Работа над романом «Человек, который плакал от смеха» происходила в самый разгар общественных беспорядков в Париже, когда властям пришлось пойти на крайние меры, чтобы восстановить порядок. Как реальные события отразились в книге, что общего между фильмом «Джокер», романом Гюго и книгой Бегбедера, и в чем писатель согласен с Чеховым?

Увлекательное интервью, которое понравится даже тем, кто в принципе далек от литературы.