Несмотря на название, 2002 не значит год выпуска модели. BMW 2002 Turbo была представлена в 1973 году на автосалоне во Франкфурте. Эта машина стала первой моделью от баварцев, получивших турбину и вышедшая в полноценную серию.
Считается, что этот автомобиль появился на свет случайно. Один из директоров компании, Хельмут Вернер Бенш поставил на свою машину BMW 1600 двухлитровый двигатель. Обычный личный проект, ради тюнинга и удобства.
По стечению обстоятельств, такую же модификацию придумал Алекс фон Фалькенхаузен, из отдела моторных разработок. Когда эти два джентльмена обсуждали свои разработки, они вместе пришли ко мнению, что компании нужна модель легкого купе с двухлитровым двигателем.
2002 – это объем того самого мотора. Небольшой ДВС, резкий, с турбонаддувом – вот, что должно разогнать продажи баварцев до небывалых высот. На тот момент у компании были разработаны две модификации. Первая – на 75 лошадиных сил, вторая – двухкарбюраторная, на 119 «лошадей». Они устанавливались в четырехдверные седаны, а также кузова типа купе.
Турбо-2002 была готова к 1973-ему году. Это, на секундочку, первый турбомотор от БМВ. Он выдавал 170 лошадиных сил – прирост мощности небывалый, учитывая названные ранее агрегаты. Автомобильные эксперты, в те времена восседавшие в газетных редакциях, были восхищены. Немецкому народы дали быстрое купе с адекватной ценой. BMW начала прорабатывать варианты поставок в США, Великобританию, да и во всю Европу сразу же.
Но музыка играла недолго. В 1973 году арабские производители нефти объявляют бойкот всем, кто поддерживает Израиль и прекращают поставки «черного золота» на Запад. Советских запасов на всех не хватает, да и цена растет как бешенная. Итог – нефтяной кризис, ставший началом конца для всех мощных двигателей во всем западном мире.
Спрос на двухлитровый мотор упал. БМВ успели выпустить всего 1 672 экземпляра турбо-купе, которому не было суждено встряхнуть мир.
Британский фотограф и автожурналист Уилл Бродхед смог прокатиться на одном таком Turbo2002 этой осенью. Свои ощущения он прекрасно передал в статье для журнала Petrolicious.
Я утопил педаль газа прямо в ковер. Этому автомобилю уже 46 лет, но я хочу открыть дроссельную заслонку еще шире. Но разница будет не сразу, ведь это турбированный мотор в маленьком автомобиле, а значит награда придет нескоро.
В Великобританию попали всего 43 экземпляра этой баварской коробки. Прокатиться по сельской местности Котсуолда – значит весь день гонять играя, получая энергию.
Пожалуй, этот автомобиль дает самые четкие импульсы, которые мне когда-либо приходилось ощущать за рулем. Привыкнуть сложно, а в городе и вовсе невозможно. Кажется, что вам удалось зафиксировать стрелку спидометра на одном месте, чтобы не превышать лимит. Но турбо приходит чуть позже и обязательно даст о себе знать.
Турбо-технологии в начале 1970-ых годов отставали от общего развития автомобилестроения. Не было нужды вливать много мощности в маленький мотор – никакие законы не запрещали строить огромные агрегаты. Сегодня мы сильно продвинулись в отношении к турбо и это нужно принять.
У Turbo2002 был боевой потенциал. Первый владелец этого экземпляра, Джон Купер, установил на него дополнительные раллийные фары. Машина точно готовилась под ралли. Также она обросла каркасом безопасность. В итоге Джон выступил на ралли Manx в 1974 году, на острове Мэн. В последствии, эта гонка вдохновит таких ребят, как Ари Ватанен и Колин МкРэй.
Завершив свое ралли-приключение, мистер Купер отправит его в сервисный центр, где некоторые элементы будут пересобраны. Турбо 2002 вернется на общие дороги. Машина несколько раз перепродавалась, пока не попала к одному человеку на хранение. Тот законсервировал купе на десять лет, а затем восстановил первозданный вид, заказывая оригинальные детали из Германии.
Каждый раз, когда я выхожу из поворота и готовлюсь разогнаться, я чувствую награду. Голову вдавливает в кресло. Оно, к слову, мягкое и комфортное, для семидесятых годов. Тем не менее, меня возит по сиденью из стороны в сторону. Дороги у нас капризны, а маленький Бумер только и рад. Похоже, единственный лишний здесь – это как раз я.
Если описать BMW 2002 Turbo одним предложением, то это будет «идеал для быстрой езды на медленной машине». Правда, этот кузов не строился для такого моторчика, не был создан ни для ралли, ни даже для петляющих дорог английских деревень. Но он точно веселее, чем тюнингованные Ford Escort. Но медленнее, чем самый минимальный Порше.
Важен исторический след Turbo 2002 – те принципы, которые применялись при ее разработке, четко ощущаются в нынешних культовых моделях от баварцев – BMW M3 E92, например. Модель 2002 остается нераскрытой. Ей обещали роль нового лидера всей Европы, а в итоге она стала главной жертвой политических интересов. Таких далеких от завода в Баварии.
Часть этой статьи написана нами, другая - вольный перевод рассказа Бродхеда для сайта Petrolicious. Если вам понравилось, пожалуйста, поддержите наш канал. Для этого можно подписаться, поставить "Нравится" или оставить комментарий. Спасибо, друзья!