Свящнномученик Евгений (Зернов), митрополит Нижегородский
Со страхом Божиим и верою приступите!
Вот тот призыв, с которым Церковь обращается к приступающим к великому Таинству Причащения, и он полон глубокого жизненного смысла.
В этом Таинстве мы вступаем в самое тесное единение с Иисусом Христом. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, говорит Спаситель, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною (Ин. 6: 54-57). Зная это, можно ли не трепетать своего недостоинства, своей греховности, можно ли не страшиться той великой ответственности, которая падает на приступающих к сему великому Таинству недостойне?! Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор. 11: 29).
Велико, непостижимо и страшно сие Божественное Таинство; его благодатную силу человек может лишь чувствовать внутренне, духовно. Существо человека в этом Таинстве возгревается какой-то неземной радостью, душа озаряется высшим небесным светом, сердце наполняется добрых чувств и желаний, и человек всем существом своим начинает постигать новую, божественную, ранее недоведомую ему жизнь. Он, по слову Христа, делается причастником жизни вечной: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную (Ин. 6: 54). Напрасно бы разум пытался постичь эту тайну: она выше ограниченного разума человеческого. Одно должен знать и помнить христианин, что слова Христа, в Которого он верует как Сына Божия и Спасителя всего человечества, непреложны и истинны. А Христос сказал, что высшая духовная жизнь для человека возможна лишь при участии человека-христианина в великом Таинстве Причащения, уклонение же от него ведет к нравственной смерти: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6: 53).
Итак, страх Божий, то есть благоговение и трепет перед величием любви Божественной, являемой нам в Таинстве Причащения, должны мы питать в своем сердце, к нему приступая.
Но мысль о величии и непостижимости Таинства, вселяя в нас страх Божий, должна будить в нашей душе и веру в милосердие, и безмерную любовь Бога к людям. Без живой веры в спасительность страданий Христа, для человека невозможно нравственное возрождение, невозможна добродетельная, святая жизнь. Только вера во Христа как Искупителя людей от греха, проклятия и смерти и может дать человеку силы бороться со злом мира (Рим. 3: 21-27).
Без этой веры во Христа человек одинок и бессилен побороть свои страсти, свои греховные влечения. Личный опыт убеждает в этом каждого человека, сколько-нибудь вдумывающегося в свою внутреннюю жизнь и внимательного к движениям своего сердца и совести.
Себя человек никогда не может обмануть: как бы он ни грешил, как бы он нравственно низко ни пал, всё же в глубине его души все его поступки, мысли и желания найдут самого неподкупного судию — совесть. И горе, если человек не прислушается к ее голосу и не будет стремиться к нравственному обновлению и возрождению своего ума, сердца и воли, — его внутренним мучениям тогда не будет конца...
<…> Каждый из вас, приступая к чаше Тела и Крови Христа, должен внимательно прислушаться к движениям своего сердца и совести и искренно раскаяться в своих грехах, памятуя, что и теперь сделать это еще не поздно. Благоразумный разбойник и на кресте принес покаяние и услышал утешительное слово Божественного Страдальца Христа: ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23: 43).