По мере того, как наконец появляются положительные результаты, исследователи должны помочь миру решить проблему нерешительности в отношении вакцин, логистики поставок и ценообразования.
Спустя год после первого известного случая COVID-19 мир жаждал хороших новостей. В этом месяце производители вакцин приготовили желанную пищу.
Крупные клинические испытания четырех вакцин-кандидатов демонстрируют замечательные перспективы, при этом эффективность трех превышает 90% - неожиданно высокий показатель - согласно опубликованным на данный момент результатам. Ни один из них не сообщил о тревожных сигналах безопасности, а один показал многообещающие результаты у пожилых людей, демографических групп, которые особенно уязвимы для SARS-CoV-2, но иногда хуже реагируют на вакцины.
Ранние исследования показали, что эти вакцины-кандидаты могут стимулировать иммунный ответ. Последние испытания показывают, что этот иммунный ответ может защитить людей от COVID-19 - большое достижение. Разработка вакцины чревата неудачей, и даже самый ярый оптимист, возможно, не ожидал получить высокоэффективную вакцину против нового вируса менее чем через год после секвенирования его генома.
Но исследователям и клиницистам еще предстоит проделать огромную работу. Во-первых, им необходимо определить, насколько хорошо вакцины работают у людей с высоким риском COVID-19, включая пожилых людей, людей с ожирением и диабетиков. Во-вторых, неясно, насколько хорошо некоторые вакцины защищают от тяжелой формы COVID-19. В-третьих, также неясно, в какой степени вакцины предотвращают передачу вируса от вакцинированных другим людям.
В то же время исследователи и политики должны подумать о том, как решать проблемы, не связанные с самими вакцинами-кандидатами. К ним относятся нерешительность вакцины; усталость от текущих ограничений общественного здравоохранения; и ошеломляющая логистика вакцинации населения мира. Несмотря на то, что финишная черта, кажется, уже на горизонте, по-прежнему предстоит преодолеть очень трудный путь.
Некоторые люди по понятным причинам обеспокоены тем, что скорость как научного обзора, так и регулирования вакцин может поставить под угрозу безопасность, несмотря на заверения разработчиков вакцин и регулирующих органов об обратном. Чтобы укрепить доверие к вакцинации, важно, чтобы регулирующие органы, компании и их партнеры по исследованиям сдерживали данные обещания по обеспечению прозрачности, публиковали данные и участвовали в открытом обсуждении этих данных по мере их поступления.
Например, Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США пообещало провести в начале декабря открытую встречу своих внешних советников для обсуждения данных перед выдачей разрешения на экстренное применение для распространения вакцины. Такая прозрачность - и возможность открыто высказывать озабоченность по поводу данных, если таковая имеется - очень необходима. Это контрастирует с более ранним непрозрачным предоставлением агентством разрешений на лечение COVID-19.
Большинство групп по вакцинам и регулирующих органов заявили о своей приверженности прозрачности данных. Но многое из того, что мы знаем о последних испытаниях вакцин, было передано через пресс-релизы и интервью в СМИ, а не через исследовательские работы, которые были предметом независимой экспертной оценки.
Такая скорость связи необходима в экстренных случаях. Но не следует сдерживать более полные данные, и участвующие команды должны быть готовы предоставить доступ ко всем соответствующим данным, как только это станет практически возможным, чтобы другие могли тщательно изучить свои выводы и проверить свои утверждения. Важно, чтобы компании продолжали публиковать свои данные по мере завершения анализа и выпускать предпечатные документы о завершенных исследованиях, чтобы можно было быстро обсудить работу.
Регулирующие органы должны также делиться своими данными и результатами анализа с регулирующими органами других стран, чтобы ускорить принятие решений об одобрении по всему миру. Регулирующие органы и производители вакцин должны помнить, что вакцины будут менее эффективными, если люди откажутся от прививки из-за нерешительности.
Также важно, чтобы текущие меры общественного здравоохранения не ослаблялись. Приближающийся курортный сезон в некоторых странах может спровоцировать вспышки болезни, поскольку люди спешат навестить давно скучавших по семье и друзьям. Бдительность по-прежнему важна - возможно, даже в большей степени - поскольку люди видят долгожданный свет в конце туннеля пандемии.
Распространение вакцины представляет собой еще одну серьезную проблему и сопровождается такими вопросами, как, например, сколько это будет стоить и кто за нее заплатит. Одна из вакцин, показавших успех на поздних стадиях испытаний, была разработана исследователями из Оксфордского университета, Великобритания, и фармацевтической фирмой AstraZeneca в Кембридже, Великобритания. Эту вакцину можно хранить в обычном холодильнике, что делает быстрое распространение более возможным, чем вакцина, разработанная Pfizer в Нью-Йорке и BioNTech в Майнце, Германия, которая может быть более эффективной, чем оксфордская вакцина, но требует хранить при температуре ниже −70 ° C.
Важно отметить, что AstraZeneca и Oxford также обязались предоставлять свою вакцину по себестоимости для всех во время пандемии и поддерживать эту цену для стран с низким и средним уровнем доходов после пандемии, когда вакцина все еще будет необходима в случае будущих вспышек. . Но, как сообщает Nature , ни Pfizer, ни Moderna, фармацевтическая компания в Кембридже, штат Массачусетс, у которой есть столь же многообещающая вакцина-кандидат, не взяли на себя обязательство удерживать цены на низком уровне после завершения текущей пандемии. Им нужно изменить эту позицию.
Ряд стран - большинство из них богатые - уже предварительно заказали почти четыре миллиарда доз вакцины и имеют варианты еще на 5 миллиардов при текущих ценах. COVAX, глобальный альянс, стремящийся гарантировать, что страны с низким и средним уровнем дохода получают адекватные вакцины, смог обеспечить вакцинами только около 250 миллионов человек, что намного меньше того, что необходимо. Когда цены начнут расти, беднейшие страны будут еще меньше платить, чем сейчас.