869 подписчиков

Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон». Содержание и проблематика

1,1K прочитали

М.Ю. Лермонтов. Демон.
М.Ю. Лермонтов. Демон.

Жанр поэмы указывает на то, что перед нами лироэпическое произведение: повествование пронизано присутствием лирического героя.

Поэма, начатая в 14 лет и наконец законченная в 1839 году, написана в духе романтизма, несмотря на то, что в эти годы в творчестве русских авторов и самого Лермонтова уже начинает развиваться реализм (роман «Герой нашего времени», во многом реалистический, пишется в 1838- 1840 годах).

В центре поэмы – образ демона, являющийся очень важным для понимания всего романтического направления.

Романтизм и образ демона

Образ Демона или любого заклейменного грешника-изгнанника является типичным для западной литературы конца 18- начала 19 века (французские авторы- "Элоа" де Виньи, "Бог" Гюго, "Падение ангела"Ламартина, «Влюбленный дьявол» Казота, «Трильби» Нодье, английские – творчество Блейка, «Потерянный рай» Мильтона, «Каин» и «Манфред» Байрона, эссе Шелли...).

Образ извечного противника Бога помогал поэтам-романтикам выразить свой протест против религии, которая зачастую виделась им лишь олицетворением неискренних, лицемерных обычаев. Если религия символизировала для них разум, догму, бесчувственную и потому враждебную романтикам авторитарность, то противник религии, Демон, начал восприниматься в русле романтизма как символ чувства, искренности, настоящей, бурной жизни души, символ поиска смысла бытия и живого, исключительно яркого чувства.

Бог ассоциировался в таких произведениях с бездушным, безликим, пресным и привычным авторитетом, идолом, который необходимо если не свергнуть, то во всяком случае подвергнуть сомнению, поколебать.

К тому же, образ свергнутого с небес Люцифера пробуждал у романтиков сочувствие своим трагизмом. Ведь лирический герой романтизма также, по определению, лицо исключительное, одинокое, не находящее места в этом мире, он (как и романтики) презирает все бренное и материальное.

Все эти черты роднили романтического лирического героя с образом бывшего ангела, отверженного Богом, проклятого, не находящего себе нигде пристанища.

И все это - несомненно черты лирического героя Лермонтова в большинстве его стихотворений.

Поэтизация образа Демона происходила во всех романтических произведениях той эпохи путем того, что злоба и зависть Сатаны затушевывалась, и враг рода человеческого наделялся чертами ему далеко не свойственными по христианской мысли – тягой к любви, к свету, раскаянием и желанием измениться к лучшему.

Человеку, знакомому с христианской философией, подобная трактовка Демона представляется абсолютно наивной, а всякая наивность опасна для жизни. Но романтики мало обращали внимания на христианскую мысль. Романтизм вообще свергал оковы традиционной мысли, в том числе и христианской. Его задачей было создавать яркие, исключительные, фантастические образы, как можно более высоко поднимающиеся над всем земным и обыкновенным, в основном трагического звучания (в этом цель и программа данного направления), а образ Люцифера как нельзя более подходил под такую литературную задачу.

Так поэма Лермонтова играет по уже установившимся романтическим правилам:  Демон показан с явным сочувствием, как существо, с тоской хранящее память о светлом ангельском прошлом. Демон и здесь - существо обиженное и навеки изгнанное Богом, с тех пор осужденное на бесконечное страдание, одиночество, пустоту и бесцельность (при этом, конечно, опускается, за что именно оно было изгнано).

План поэмы

Часть I

Здесь развертывается экспозиция и первая встреча Демона и Тамары

Далее Лермонтов указывает следующие номера каждой маленькой главы, которая чаще всего соответствует одной строфе, но некоторые особо выделяющиеся по смыслу части включают в себе несколько строф.

  1. Воспоминания Демона о своих «лучших днях» - тех, когда он был чистый херувим, ангелом света.
  2. Став ангелом тьмы, Демон начинает скучать: искусство зла оказалось слишком легким:
Ничтожной властвуя землей,
Он сеял зло без наслажденья.
Нигде искусству своему
Он не встречал сопротивленья —
И зло наскучило ему.

3. Пролетая над Кавказом, Демон все так же скучает и равнодушен к удивительной красоте горного пейзажа:

И дик, и чуден был вокруг
Весь божий мир; но гордый дух
Презрительным окинул оком
Творенье бога своего,
И на челе его высоком
Не отразилось ничего.

4. Летя дальше над Грузией, Демон все так же холоден:

И всё, что пред собой он видел,
Он презирал иль ненавидел.

5.Образ большого дома князя Гудала, отца Тамары.

6. В доме Гудала свадьба княжны Тамары. Описание танца главной героини.

7. Восхищение лирического героя пред небывалой красотой девушки:

С тех пор как мир лишился рая,
Клянусь, красавица такая
Под солнцем юга не цвела.

8. Тамару ждет пугающее замужество в чужой стороне, и она невольно грустит.

9. Демон увидел Тамару и ощутил звуки любви.

Он с новой грустью стал знаком;
В нем чувство вдруг заговорило
Родным когда-то языком.

10. Караван жениха спешит на брачный пир.

11.Жених не помолился, вопреки дорожному обычаю, у часовни убитого князя, смущенный мечтами о княжне, посланными ему Демоном. Тогда на пути возникли разбойники.

12. Погублены все всадники и ограблен караван.

13.Конь вывозит на себе мертвого всадника.

14. Мертвый жених оплакивается во дворе Гудала.

15. Демон приходит к плачущей Тамаре и утешает ее тем, что не стоит печалиться о земной свадьбе и вообще о земной судьбе, она не стоит слез девушки. Он обещает Тамаре, что будет приходить к ней каждую ночь:

" (...) Гостить я буду до денницы
И на шелковые ресницы
Сны золотые навевать…".

16. Тамара восхищена и очарована речью Демона:

Все чувства в ней кипели вдруг;
Душа рвала свои оковы,
Огонь по жилам пробегал (...)

Часть I I

В этой части поэмы показана безуспешная борьба влюбленной Тамары со своим чувством и ее спасение

  1. Тамара просит отца отвезти ее в монастырь, поняв, что ее посещает «дух лукавый» и чтобы исцелиться от своих гибельных мечтаний.
  2. Но и в монастыре Тамара продолжает мечтать о Демоне:
Сиял он тихо, как звезда;
Манил и звал он… но – куда?..

3. Описание монастыря, прибежища Тамары.

4. Описание горного пейзажа вокруг монастыря.

5. Но Тамара уже не чувствует радости от этого мира, она рыдает в одиночестве от своей безумной грешной мечты.

6.Тамара влюблена в Демона окончательно:

Святым захочет ли молиться —
А сердце молится ему (…)

(жирный шрифт самого Лермонтова - прим.)

7.Демон прилетает, но, завидя святое место, сомневается в своем жестоком замысле. Он чувствует любовь и прожигает своей слезой камень:

Тоску любви, ее волненье
Постигнул Демон в первый раз;
Он хочет в страхе удалиться…

8.Демон решает любить и дарить добро, но ангел-хранитель Тамары закрывает ему путь:

И входит он, любить готовый,
С душой, открытой для добра…

9. Светлый дух укоряет Демона, и тот с вновь проснувшейся злостью прогоняет Ангела из кельи, утверждая, что сердце Тамары отдано ему.

10. Эта глава, кульминация произведения, написана в форме продолжительной сцены (реплик Демона и Тамары). Демон признается Тамаре в любви и вновь возвращается к желанию творить добро:

О! выслушай – из сожаленья!
Меня добру и небесам
Ты возвратить могла бы словом.
Твоей любви святым покровом
Одетый, я предстал бы там,
Как новый ангел в блеске новом…

Но Тамара, как и ее Ангел, отвергает Демона и не верит ему. Влюбленный говорит о том, что все горести мира не стоят и одной минуты его горестей, ведь он никогда не будет прощен. Он просит ее быть  с ним. Тамара просит его поклясться, что он навек откажется от зла. Демон клянется вечно ее любить и боготворить.

11. Тамара, поверив Демону, соглашается соединить с ним свою судьбу. Тогда яд его поцелуя проникает в ее сердце и она прощается с жизнью.

12.Старый сторож под окном монастыря услышал крик Тамары и лобзания и спешит в молитве забыть пробужденные этим звуком греховные мысли.

13 -14. Портрет усопшей Тамары

15. Погребальный поезд Гудала трогается в путь.

16. Эта последняя глава – самая продолжительная в поэме. Она содержит сюжетную развязку. Ангел-хранитель несет душу Тамары в рай, но встречает на своем пути Демона:

И гордо в дерзости безумной
Он говорит: «Она моя!»

Душа Тамары видит всю злобу Демона против ангела и пугается Демона, не признавая его больше. Ангел-хранитель уносит душу девушки. Демон проклинает свою надежду на любовь и остается вновь один навеки:

И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои,
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!..

Прошли столетья, от замка Гудала остались лишь руины. Уцелел лишь храм, где похоронен весь род Гудала, на самой вершине горы.

Образ Демона в поэме Лермонтова

Главный образ поэмы - типичный романтический герой (характер исключительный, необыкновенный):

Люблю тебя нездешней страстью,
Как полюбить не можешь ты:
Всем упоением, всей властью
Бессмертной мысли и мечты.

По причине самой фантастичности образа, любовь его гиперболична и потому носит крайне подкупающий характер:

В душе моей, с начала мира,
Твой образ был напечатлëн,
Передо мной носился он
В пустынях вечного эфира.

Демон Лермонтова, увидев красоту Тамары, чувствует в своей душе пробуждение любви и на миг забывает коварство, злобу, зависть. Однако он не способен даже тогда примириться с Богом и забыть свою гордость. С ангелом света, несмотря на свое минутное пробуждение к добру, он продолжает разговаривать холодно и высокомерно (встреча демона и ангела-хранителя Тамары происходит дважды, в момент признания Тамаре в любви и в момент вознесения ее души на небо). Это позволяет полагать, что пробуждение и просветление его было мнимым, а страсть к Тамаре не способна в корне изменить его гордую и жестокую натуру.

Доказательством этого факта (и объяснением непримиримости ангела-хранителя) служит эпизод, в котором Демон не задумываясь губит жениха Тамары, самовольно решив, что она не создана для земного брака. Он насылает на молодого грузина соблазнительные мечты, помешавшие ему помолиться, и приводит к его каравану смерть от руки разбойников. Когда же Тамара оплакивает смерть жениха, то Демон уверяет ее, что смерть человека не стоит ее слез, в мире есть вещи более достойные ее внимания – это вечность, это тайны вселенной, и их он хочет положить к ее ногам. Гибель же соперника - это такой пустяк, она просто сделала возможным сближение Демона и Тамары.

Демон горд, его гордость проявляется в том, что свое горе он ставит намного выше чужого, человеческого:

Что повесть тягостных лишений,
Трудов и бед толпы людской
Грядущих, прошлых поколений,
Перед минутою одной
Моих непризнанных мучений?
Что люди? что их жизнь и труд?
Они прошли, они пройдут…
Надежда есть – ждет правый суд:
Простить он может, хоть осудит!
Моя ж печаль бессменно тут,
И ей конца, как мне, не будет;
И не вздремнуть в могиле ей!

Таким образом, просветление Демона мнимо, он остается в основе своей аморален, эгоистичен и бесчеловечен. И Тамара, и ее ангел-хранитель понимают это. Однако Демон просит Тамару поверить ему, как бы возлагая на нее ответственность за свое изменение и вступление на путь добра:

Меня добру и небесам
Ты возвратить могла бы словом.

Итак, без нее он не способен ни любить добро, ни вернуться к Богу: это означает лишь то, что добра и Бога он, в общем-то, и не любит. На вопрос Тамары "А бог!" Демон отвечает холодно, выдавая свое незнание Бога:

На нас не кинет взгляда:
Он занят небом, не землей!

Все, что ему нужно, что тронуло его душу - это необыкновенная красота Тамары. Но красота - лишь внешнее проявление божественного добра. На любви к одной красоте не может быть основана добродетель. Однако демон довольно просто и дерзко претендует на то, чтобы вместе с Тамарой быть допущенным к Богу, к Свету, совершенно минуя этап хотя бы малейшего раскаяния за все свое прежнее зло:

Меня добру и небесам
Ты возвратить могла бы словом.
Твоей любви святым покровом
Одетый, я предстал бы там,
Как новый ангел в блеске новом(...).

Итак, Тамара, как бы прекрасна и полна ответной страсти она ни была, оказывается не в состоянии помочь главному герою и спасти его своей любовью. В страхе душа ее прижимается к своему ангелу-хранителю. Демон – вечный изгнанник, ему нет прощения и спасения, и даже любовь к Тамаре не способна изменить злой рок, над ним довлеющий.

Светлый ангел здесь подспудно показан как враждебный герой, поскольку закрывает бедному Демону врата возвращения к добру, а Тамара предстает как слабое существо, любовь которой оказалась не столь сильна. Вся вина таким образом словно возложена на них. Демон же показан как несчастная жертва, которой не хватило добра и любви мироздания. Сами силы света поданы как не способные понять, простить и полюбить нашего демона. Получается, у него есть резон быть злым, нести в себе зло и обвинения в адрес Бога.

Такая трактовка во многом объясняется широким распространением атеизма, начиная с 18 века, и она в свою очередь во многом подготовила идеи революции во многих странах (Люцифер – первый бунтарь и революционер). Ведь любая революция – это неизбежно оправдание зла и жестокости. Так и Демон убеждал Тамару, что ей следует быть, как облака, равнодушной к земным горестям:

Будь к земному без участья
И беспечна, как они!

Образ демона является отражением многих типичных черт лирического героя Лермонтова: это герой, любовь которого невозможна, отовсюду изгнанный, отвергнутый, ощущающий вечную пустоту жизни. В таких чертах его, как бесцельность жизни, презрение ко всему и гнетущая пустота в сердце, а также причинение людям зла от скуки, мы без труда узнаем и Печорина из романа «Герой нашего времени» - произведения, которое было закончено почти одновременно с "Демоном".

Итак, если говорить об идее и проблематике, то, на наш взгляд, ничего принципиально нового для трактовки образа Демона в литературе поэма не привносит. Мы также не убеждены в раскаянии и просветлении героя.

Почему же поэма столь важна и привлекательна, вне зависимости от того, какая именно общая идея в ней выражена?

Об этом – в следующей статье.