Приближается Новый год и мои дочки пишут письма Деду Морозу. Младшая - на полном серьёзе, старшая, чтобы не подорвать веру младшей. Сейчас многие дети уже в детском саду знают, что Дед Мороз - придуманный новогодний герой, сами ходят с родителями выбирать себе подарки и совершенно не верят в сказки и чудеса. А мне от этого грустно.
Верить в чудо
Мне всегда хотелось, чтобы мои дети верили в сказку как можно дольше. Сама я застала свою маму под елкой в одиннадцатилетнем возрасте. Не помню, чтобы у меня возникла какая-то горькая обида от открывшейся лжи. Я скорее ощутила благодарность родителям, которые так долго позволяли мне верить в чудо.
Веру моей старшей дочери попробовали развеять сверстники ещё в первом классе. Прекрасно помню её заявление о том, что верить в Деда Мороза она больше не собирается, так как подарки кладут под ёлку родители (теперь ей это точно известно). А в ответ на мои попытки убедить ее в существовании волшебника горячо сказала:
Ну, пусть тогда принесет мне живую куклу! Всё равно ведь не принесёт. Они слишком дорогие.
Живыми куклами Влада называла младенцев ручной работы, которых мы видели на ярмарке. Они действительно стоили немалых денег, но были удивительно похожи на реальных грудничков: мелкие сосудики, складочки на ручках и ножках, тонюсенькие ноготочки и нежный пушок вместо волос. Только неподвижный взгляд позволял отличить куклу от реального малыша. Конечно, в покупке дочери было категорически отказано. А она заявила, что попросит куклу у Деда Мороза. Мы с мужем в унисон твердили о том, что просить такие дорогие подарки у волшебника нельзя. Но ребенок настаивал на том, что волшебника можно просить, о чем угодно. Ведь на то он и волшебник, чтобы творить чудеса. А раз на чудеса не способен, значит и нет его на белом свете.
Чудо свершилось
Мы не смогли отнять у ребёнка веру в настоящее новогоднее чудо. Помню в мельчайших подробностях семилетнюю Владу, стоящую посреди комнаты с прижатыми ко рту руками и неотрывно смотрящую под ёлку. Там, в люльке, её ждала сделанная на заказ живая кукла. Вот дочка осторожно подходит к ней, вот бережно берет своё сокровище на руки и оборачивается к нам. Из глаз хрустальным бисером катятся слёзы, детский голосок дрожит:
Мама! Папа! Он существует! Он действительно существует!
Я бы повторяла это мгновение снова и снова, чтобы увидеть эти детские глаза, услышать радость человека, который верит в то, что мир чудесен и прекрасен. Потому что мир, где нет места волшебству, слишком скучен, однообразен и совершенно не интересен.
Нашей младшей уже девятый год и у неё сомнений в существовании Деда Мороза пока даже не возникает. А мы (мама, папа, старшая сестра) только рады поддерживать эту веру. Ведь тому, кто верит в чудо, жить легче. Просто чудеса с возрастом меняются и приобретают иной смысл.
А вы как думаете, до какого возраста стоит скрывать от детей правду? Стоит ли вообще сочинять сказки?