Современных детских поэтов можно пересчитать по пальцам. Но если вспомнить советское прошлое, то и тогда их было примерно столько же. Редкие таланты, которых мы знаем и любим до сих пор.
Сегодня у меня в гостях Ксения Валаханович – автор многих популярных книг для детей, а также стихов к мюзиклу «Оскар и Розовая дама». Обладательница многих престижных литературных наград и премий. Её сборники издаются в ведущих издательствах и входят в списки бестселлеров детской литературы. А в феврале этого года на «БеспринцЫпных чтениях» в Минске стихи Ксении читал сам Константин Хабенский!
Поговорили с Ксенией о детских стихах и значимости современного автора, а также о нескончаемом творческом вдохновении и её грандиозных планах на будущее.
Ксюша, добрый день. Спасибо, что нашли время пообщаться со мной. Помните ли вы, когда написали свой первый стих?
Анечка, с вами всегда рада пообщаться! Давно наблюдаю за вами в соцсетях и искренне восхищаюсь вашей творческой плодовитостью.
На счёт самого первого стиха. К сожалению, у меня нет истории по этому поводу – пора уже придумать что-то захватывающее! Но нет, меня не отвязывали от табуретки с восторженными криками: «Хватит!», и ночных озарений на горшке не припомню. Были подростковые пробы пера (найти – и сжечь!). Конечно, про любовь и прочие страдания. Но кто безгрешен? Первые стихи, за которые не стыдно, появились гораздо позже – где-то после 25-ти лет. Но с чего все началось… Официальная версия, что со стихотворения «Одна дома» (ноэтонеточно).
ОДНА ДОМА
Если мама, если папа,
Если мама с папой вдруг
Убежали, улетели
И уехали на юг,
На прогулку, на рыбалку
Или просто на луну,
А тебя совсем забыли
И оставили одну…
Не спеши кричать и топать,
Обижаться и рыдать:
ТЫ! ОДНА! ОСТАЛАСЬ! ДОМА!
Понимаешь это, да?!
Ты – и мамины помады,
Ты – и папины очки,
Ты – и пачка мармелада,
Рыболовные крючки,
Ты – и бусики в шкатулке,
Ты – и серьги на трюмо,
Ты – и… ну, такая штука,
В общем, светится, само,
Ты, резиновая лодка,
Крем, стиральный порошок.
Ты – и сеточкой колготки!
Ты – и пуговиц мешок!
Ты – и розовое платье,
Ты – и полкило конфет,
(А ещё, где ключ, узнать бы
и забраться бы в буфет!).
И в коробке старой – ёлка,
А для ёлки – мишура…
В общем, я терпела долго…
Мама, папа, вам – пора!
Это, кстати, уже немного сокращенная версия этого стиха (в «Стране Наоборот» он еще длиннее). Краткость никогда не была моей родственницей…
А в прозе себя ещё не пробовали?
Пробовала в самом начале пути: в эру процветания Живого Журнала (livejournal). Тогда я еще писала и детское, и взрослое: и в прозе, и в хокку, и вальсируя… Один рассказ («Борщ») в 2014 году попал в печатный сборник «9 дней в июле» (составителем его выступила гениальная Наринэ Абгарян, кстати, компания авторов там получилась – залюбуешься!). Еще несколько рассказов (также не детских) опубликовал журнал «Этажи» (в электронной версии). Вот и все мои прозаические успехи на данный момент. Сейчас перечитываю свои старые рассказы с легким изумлением: это правда мои? Многие до сих пор мне очень симпатичны, некоторые хотелось бы доработать. Но ясно одно: на данный момент я слишком глубоко погружена в поэзию и чувствую себя в ней гораздо увереннее и профессиональнее. В общем, пока всерьёз возвращаться к прозе не планирую. Хотя муж неустанно требует от меня нового «Гарри Поттера» (и чем его старый не устраивает?).
Участвуете ли вы в литературных конкурсах? Для вас это удовольствие или обязанность?
Конкурсы – это развлечение. Азарт. Но также и хороший шанс заявить о себе. Особенно необходимы новичкам, на мой взгляд. Ведь так здорово, когда тебя заметило и оценило серьезное жюри. А если ты еще и в лонг какой попал или в шорт, то вообще!
Первая моя стихотворная книжка вышла в 2017 году. В этом же году я попала в лонг-лист«Новой детской книги» и в шорт-лист «Корнейчуковской премии». Через год я была уже серебряным призером «Корнейчуковской» и «Золотого пера Руси». И знаете что? Это чертовски приятно! Видеть себя рядом с именами маститых авторов, а потом еще и получить красивую деревянную дощечку на память… Ведь доброе слово и автору приятно. И диаграмму «Я гений – я унылое ничто» никто не отменял. Так что, когда автор говорит, что ему плевать, что о нем думают, не ведитесь: врёт, зараза бессовестная!
Среди ваших знакомых много людей из литературной среды. Кто вы друг другу: помощники или конкуренты?
Хороший вопрос. Наверное, в определенной мере, и то и другое! Хотя многое тут прежде всего от человека зависит. Кто-то готов к контакту и сотрудничеству, а кто-то сам себе режиссёр и гордо сидит на своем личном Олимпе. Хотя таких гораздо меньше. Ну, или мне просто везет на людей.
Мне когда-то очень помогла Наринэ Абгарян, потом Наташа Карпова. В свою очередь, я тоже периодически помогаю хорошим людям и симпатичным мне авторам: делюсь личными контактами, советую издательства, художников. Искренне радуюсь успехам многих и сама беру на примету новые издательства, в которых «выстреливают» современные писатели. Но я принципиально не рецензирую новичков и честно им советую писать в максимальное количество самостоятельно нагугленных издательств (к слову, совершенно не считаю это зазорным – более того, сама именно так и делаю). Порой сложно объяснить людям, что вычитка чужих текстов – это суровая и неблагодарная профессия редактора (а я не он), которая отнимает огромное количество времени, а главное, рассчитана только на одну реакцию: «Батенька, да вы – гений!». А это зачастую не совсем так, к сожалению…
А что для вас сегодняшней значит писать стихи? Ведь в детской поэзии можно отразить не все темы.
Писать стихи для меня – это, прежде всего, радость. Также это необходимость. И неотъемлемая часть моей жизни. Я не представляю, как можно спокойно почивать на лаврах и «стричь» роялти, не продолжая постоянного движения вперед. Ведь писательство – это процесс, вне которого ты просто не можешь существовать. Если можешь, то не обманывай себя: стране ведь нужны еще и плотники, и парикмахеры, и таксисты…
По поводу выбора тем я никогда не страдала. Они повсюду. Просто бери – пиши и радуйся. Сложнее, наверно, с подростковой литературой. Но и здесь тем-табу, кажется, уже почти не осталось. Современная подростковая литература мудрая и смелая. И это замечательно!
На ваш взгляд, какие книги сегодня наиболее популярны у маленьких читателей?
Трудно сказать однозначно. Дети разные и вкусы у них разные. Не говоря уже о том, что изначально, так или иначе, вкус прививается детям родителями, ведь именно они выбирают самые первые книги. Одно могу сказать точно: эти книги должны быть честными и написанными с любовью к детям. Ну, и, конечно, иллюстрации играют не последнюю роль. Мне бесконечно повезло с художниками. Ольга Громова, Екатерина Бабок, Любовь Ерёмина-Ношин, Мария Коротаева (Маша Дудар), Варя Колесникова, Мария Дружинина, Диана Лапшина, Светлана Емельянова, Евгения Смоленцева… «Просто хватай – и беги!», как говорится.
Над чем сейчас работаете? И какие ваши сборники появятся на книжных полках магазинов в ближайшем будущем?
Буквально в считанные дни должны выйти две новинки: сборник зимне-новогодних стихов «Зима-зима-зимагия» в издательстве «Архипелаг» и радостные весенне-летние стихи «Счастливая планета» в «ЭНАС-книге». Также в «ЭНАС» уже отрисована и готовится к выходу книга про мам «Я от мамы ни на шаг» (очередной тандем с великолепной Ерёминой-Ношин). Несколько книг ждут своей очереди в «Абрикобуксе» и издательстве «Счастье внутри» (в последнем, помимо трёх авторских, два стихотворных перевода). Также в последнее время я плотно работаю с молодым ростовским издательством Malamalama– пишу для них небольшие стихотворные сказки на уже готовые иллюстрации (всего планируется 8 книжечек – 4 уже написаны). И, к огромному моему счастью, снова планирую поработать с Издательским домом Мещерякова, но пусть пока останется хоть небольшая интрига…
Книги Ксюши Валаханович:
- «Если мама – осьминожка, если папа – осьминог» («ЭНАС-книга», 2020);
- «Зашла к нам в гости уточка» («Абрикобукс», 2020);
- «Волшебные тайны игрушек» («ЭНАС-книга», 2020);
- «Пирог! Он будет только мой!» – стихотворный перевод («Открытая книга», 2020);
- «Как прекрасно жить с хвостом!» («Открытая книга», 2019);
- «Бывают папы разные», «Засыпаюшка», «Жизнь собачья» (все – «ЭНАС-книга», 2019);
- «Цвета» и «Счёт» (Геодом, 2019);
- «Страна Наоборот» (вместе с Машей Рупасовой и Анастасией Орловой, «Малыш», 2017);
- «Поселилась в доме фея» (ИД Мещерякова, 2018)
Текст: Анна Федулова
Фото: личный архив Ксении Валаханович
Обложки книг: издательство "Энас"