Найти в Дзене
Клуб "Следопыт"

Спецпоселение Нерга.

«Весной, в 1932 году их перевезли в Нергу... от непосильного труда и голода люди умирали. В 1932 году умер мой дед Семён Степанович. Ему было 52 года. В это же лето умер и младший брат отца Антон.

Спецпоселение Нерга.

Семья Лаишевцевых до ссылки. Фото из архива Стоматовой Н. Н.
Семья Лаишевцевых до ссылки. Фото из архива Стоматовой Н. Н.

Отрывок из воспоминаний Н. Н. Стоматовой (Лаишевцевой).

«Весной, в 1932 году их перевезли в Нергу, и там начался страшный голод. От непосильного труда и голода люди умирали. В 1932 году умер мой дед Семён Степанович. Ему было 52 года. В это же лето умер и младший брат отца Антон.

Мама рассказывала: «Они копали целину. Дали всем по метру в ширину. Дед отставал. Они оставляли ему всё меньше и меньше. Он не мог копать и шириной в одну лопату. Положили лопаты, и пошли в лодку. Антон его оставил в лодке и бегал, смотрел, жив он или нет. Дед дожил до вечера. А вечером мама кормила его с ложки, он не мог держать даже ложку, у него не разгибались руки. Он плакал : « До чего я дожил, ты, Таечка, уже с ложки меня кормишь». Вскоре дед умер, мама была дома одна.

Лаишевцев Николай. Фото из архива Стоматовой Н. Н.
Лаишевцев Николай. Фото из архива Стоматовой Н. Н.

В это лето отравились отец и его брат Антон. Они поехали на рыбалку. С берега их окликнули знакомые, они тоже рыбачили, и бросили им в лодку три корня, сказав, что корни очень вкусные, походят на морковь. Отец съел один большой, а брат два маленьких корешка. Через некоторое время почувствовали себя плохо. Когда возвращались, увидели, что женщина уже мертва, а мужчина стоит, держась за дерево, и пинает её. Когда вернулись домой, отец сказал маме, что они отравились, а те, которые дали им корни, уже мёртвые. Мама стала отпаивать отца молоком. И все жители Нерги у которых были коровы отпаивали молоком. А брат, ему было всего 16-17 лет, не пил молоко, сжав зубы, когда его пытались напоить. Потом его стало ломать, трясти, отбрасывало от пола на полметра, поворачивало вверх ногами, так его ломало и бросало, он становился не управляемым и диким. Увезли его в больницу, в Берёзово, он умер через неделю. Похоронен в Берёзово. А отец выжил, но страдал от этого отравления всю жизнь, не мог ни есть нормально, ни спать. Когда засыпал, его так же начинало ломать и выворачивать руки. Он, чтобы не волновать маму, уходил на чердак и там работал всю ночь, делал топорище или ручки к ножам, то есть занимался, чтобы руки его слушались.

Семья Лаишевцевых в ссылке. Фото из архива Стоматовой Н. Н.
Семья Лаишевцевых в ссылке. Фото из архива Стоматовой Н. Н.