В ноябре исполнилось 40 лет с того дня, когда коммунистические власти Польши были вынуждены зарегистрировать на волне забастовок профсоюз “Солидарность”. Вспомнить об этом юбилее совершенно неожиданно заставила заметка в кузбасском деловом издании, написанная в духе статотчета.
Хорошо известно, какую роль сыграла “чисто бюрократическая процедура” легализации “Солидарности” (а потом, разумеется, и попытка запрета профсоюза) в событиях конца XX века в Польше и Восточной Европе. Эту географию можно расширить и до Западной Сибири, если припомнить стачкомы Кузбасса…
Профсоюзное объединение “Солидарность” действует и поныне как уважаемое всеми социально-экономическое движение, оказывающее приличествующее его статусу влияние на политические расклады в Польше. По весьма символическому совпадению председатель профсоюза Петр Дуда носит ту же фамилию, что и президент страны. При всем своем благолепии “Солидарность” не утратила готовности демонстрировать дух гражданского неповиновения, перерастающего иногда в выступления, не одобряемые законом.
Одна из последних таких акций пришлась на начало этого года. В феврале СМИ сообщили, что в Польше, на границе с Калининградской областью, польские шахтёры из свободного профсоюза “Август, 80” снова, как случалось уже не раз в прошлые годы, заблокировали перед угольным составом, следующим из России, железнодорожный путь к электростанции в городке Лязиска. Таким образом горняки протестовали против импорта угля с Востока…
Несмотря на то, что Польша сама добывает уголь, она закупает его в России. Причем во все возрастающих объемах. Дело в том, что он существенно дешевле польского. Кроме того, польский уголь из-за малой своей калорийности не применим в металлургии. Местные сталепромышленники закупают уголь только в России или в Донецкой Народной Республике…
Нынешний год преподнес массу проблем российским угледобытчикам: в Евросоюзе по-прежнему уповают на программы, предлагающие альтернативу угольной генерации, в мире ощущается глобальный экономический кризис, усиливающийся к тому же из-за пандемии…
В начале года, суммируя весь этот негатив, на фоне которого случилась протестная акция на польско-российской границе, аналитики полагали, что поставки нашего угля в Польшу придется радикально свернуть. И вот на днях бизнес-издание “Авант-Партнер” сообщило: ” По данным Сибирского управления Федеральной таможенной службы, экспорт угля из Кузбасса в Польшу в первом полугодии текущего года составил 3,52 млн тонн. На долю кузнецкого угля пришлось 85,7% от всех российских поставок”.
Да, это некоторое сокращение в сравнении с таким же прошлогодним периодом, но ни о каком политически и экономически мотивированном отказе поляков от российского угля речи не идет. Больше того, страны, экспортирующие в Польшу “идеологически правильный уголь” – США и Австралия, сократили свое присутствие на этом рынке гораздо в большей степени.
Как видно, коммерсанты и предприниматели тоже не чужды солидарности. Только взаимовыручка тут не при чем – они кучкуются, исходя из простой выручки.
Александр Ходос