Моему второму ребенку, Михаилу, пять лет. Старшая дочь во втором классе. Мише было три года, когда он первый раз сказал мне: "Мама, ты с Евой учишься, а со мной – нет. Ты меня что, не любишь?" Так началась наша учёба с Мишей.
Я взяла программу РКШ для четырехлетних детей. Получается, что Миша прошел эту программу в три года. Когда ему было четыре года мы снова прошли эту программу ещё раз. И вот теперь ему пять лет. Я планировала идти с ним уже по программе для пятилетних детей.
Третьему моему ребенку, Тиме, как раз исполнилось четыре. С ним планировала взять программу для четырехлеток. Миша (5 лет) начал говорить, что хочет учиться с Тимой. Поэтому Миша в этом году снова учится по программе для четырехлеток за компанию с братом.
Миша уже прекрасно складывает звуки в слова ([н-о-с], [б-р-а-с-л'-э-т] и т.д.). Ещё бы, он делал это уже два года🙂. Также Миша видел, как написаны буквы в букварях, азбуках, на карточках и наклейках с буквами. Он сопоставил название нарисованных предметов с первым звуком.
Вчера неожиданно для меня он взял азбуку для пятилетних детей.
-Мама, это арбуз 🍉, значит вот это – "А"?
-Да, сынок, это "А"...
-А здесь нарисована утка, значит это – "У"?
-Да.
-Здесь мяч, это "М'"?
-Это значок означает и твердый звук "М" тоже.
-[у-а], здесь написано уа, это как наша Эмиличка плачет?
-Да:)
И таким образом за один раз он прочитал полностью страницы с буквами А, М, У, Ш, С, Р, П и К. Больше я ему просто не разрешила, так как видела, что он устал. Хотя ему хотелось прочитать дальше. Вечером он взял азбуку и пошёл к бабушке. Ей он прочитал все те же страницы до буквы П. На страницу с буквой Ку него уже не хватило желания, убежал играть. Но всё равно, объем прочитан не слабый за один раз!
Такие подъемы не происходят сами по себе. Что же предшествовало? Во-первых, мы складывали звуки в слова. Делали это постоянно. Сначала складывали маленькие слова: [о-й], [м-ы], [д-о-м], [н-о-с] и другие. Если ребенок не может ответить или ошибается, я даю выбор. "Я загадала дом или избу? [д-о-м]". Так мы делали достаточно долго. Сын сам начал назвать более длинные слова. Дети играли в эту игру между собой.
Во-вторых, мы выделяли первый звук. С этим было чуть сложнее. Большинство деток называет первый слог, а не первый звук. Я спрашиваю, какой первый звук в слове "мяч"? Ребёнок отвечает: "мя". Эта работа тоже идёт не спеша. Не нужно ожидать от ребенка, что он сразу назовёт первый звук.
Я: какой первый звук в слове "шапка"?
Миша: ша
Я: в слове "шапка" первый звук "ш". Давай скажем вместе "ш-ш-ш"....
Так, теперь скажем "ш-шапка". Слышишь? Первый звук "ш". Так какой первый звук в слове "шапка"?
Миша: "ша"
(такое бывает, описываю самый плачевный в моем опыте вариант)
Я: скажи "ш-ш-ш". "Ш" – это один звук, "ша" – это два звука: [ш-а]. Скажи "ш".
Миша: ш
Я: теперь скажи "ш-шапка"
Миша: ш-шапка
Я: какой первый звук в слове "шапка"?
Миша: ша
Я: Мишуль, давай попробуем просто повторять, хорошо? Я спрошу у тебя, какой первый звук в слове "шапка", а ты скажешь "ш". Скажи "ш"
Миша: ш
Я: вот этот звук и назовешь, "ш". Какой первый звук в слове "шапка"
Миша: "ш"
Даже если ребенок просто повторил, это откладывается у него в памяти. Несколько раз вы проведёте такую работу и мозг ребенка поймёт, как различать первый звук. Если на этом же занятии взять второе слово, то это может выглядеть вот так 👇🏼
Я: Миш, а в слове "чашка" какой первый звук?
Миша: ш😁
Поэтому второе слово на этом же занятии лучше взять на гласный звук: "аист", например. И важно быть готовым возиться с каждым словом столько, сколько это будет нужно. В итоге всё равно все детки начинают слышать первый звук. Так можно делать с трёх – четырёх лет.
Теперь можно показывать картинки с соответствующими буквами. И рассказать ребенку, что "на этой картинке – аист, значит это буква "А". Далее уже дело времени. Когда ребёнок так подготовлен, научить его читать не составит труда.
Успехов вам и вашему ребенку!
P.S.: в следующей статье я напишу, почему я учу деток читать именно звуко – буквенным методом, а не слоговым.
Статья о том, как я пришла к программе РКШ, и почему выбрала именно эту программу, как основную.