Василий Сталин после смерти своего отца отсидел во Владимирском централе и Лефортово более 6 лет – его осудили за антисоветскую деятельность, коррупцию и ряд других преступлений. Председатель КГБ СССР Александр Шелепин, ходатайствуя перед ЦК о досрочном освобождении Сталина, в частности сообщал: у осужденного серьезные проблемы со здоровьем – хронические заболевания сердца, желудка, сосудов ног.
В апреле 1961 года Василия Сталина освободили и разрешили жить в Казани. Все эти дни рядом с ним была Мария Шевергина (Нусберг), бывшая медсестра московского института хирургии имени А. В. Вишневского, где Василий Сталин лечился сразу после освобождения. Именно с этой женщиной многие историки связывают смерть опального генерал-лейтенанта авиации.
После переезда в Казань , КГБ настоятельно требовали сменить фамилию, дабы не привлекать к себе внимание людей, которые хотели посмотреть на сына вождя. На что Василий говорил, что Сталиным родился, Сталиным и умрет.
Как пишет Леонид Млечин, Василий в течение последних месяцев жизни (а прожил он после освобождения меньше года) пил почти ежедневно, часто с малознакомыми людьми. И всем рассказывал, что сидел «потому что много знает».
Квартира, в которую вселили Василия, была оформлена на Марию Нусберг. Но та появилась в Казани лишь через 2 недели после его приезда. И смогла сделать то, что не сумели сделать Васильева и Тимошенко, расписаться с Василием Сталиным. Это было сделано минуя все законы. Удивительно, что Василий, так упорно державшийся за фамилию отца, все же поменял её на Джугашвили. Некоторые историки считают, что одними уговорами Нусберг это решение объяснить трудно. Не исключено, что были и иные способы воздействия. Не зря, когда 19 марта 1962 года Василий Сталин скончался, по городу поползли слухи, что уйти из жизни ему помогли.
Когда из Москвы на похороны приехали дети Василия Сталина — Александр и Надежда, и его третья жена Капитолина Васильева, в квартире они увидели какие-то странные ампулы. Их уничтожали неизвестные люди в штатском, затаптывая их ногами.
Самое поразительное, что похоже вскрытие тела Василия Сталина – Джугашвили производили прямо у него на квартире, буквально за несколько часов до приезда родных. Его тело лежало в комнате на досках, расположенных на двух стульях, накрытое простыней. Капитолина Васильева, приподняв простыню, обратила внимание на черные пятна на руках и на лице Василия. Пытаясь рассмотреть их поближе, к ней подбежали эти двое мужчин и оттолкнули её. Раздавленной горем женщине не разрешили даже проститься с умершим. До самого погребения никого из родных не оставляли с ним наедине. Да и о причине смерти эти непонятные надзиратели говорить отказались, грубо отрезав — «Алкоголизм».
Но, тем не менее, власть своего добилась. Василия Сталина похоронили под фамилией Джугашвили. Только спустя 40 лет его останки были перевезены в Москву и захоронены на Троекуровском кладбище. Сегодня к могиле Василия Сталина мало кто приходит. Власть сделала всё, чтобы его имя и звонкая фамилия современниками забылись побыстрее. И только единицы знают и помнят, что Василий Сталин за имя отца и всю свою шальную жизнь заплатил по полной.