"Щегол" / The Goldfinch (2019)
https://www.kinopoisk.ru/film/922029
12 сентября 2019 в российский прокат вышел фильм "Щегол" по одноимённому роману Донны Тартт.* Я ждала эту экранизацию с большим нетерпением. Пять лет назад, когда я начала читать книгу, я буквально не расставалась с ней: она была моим спутником и за завтраком, и в транспорте, и в кровати перед сном, и в любую свободную минуту. Произведение довольно большое по объёму, но сюжет захватывает уже с первых страниц, а повествование выстроено автором так, что ты не можешь прерваться, не дочитав хотя бы до конца главы.
Экранизация, к моему большому удовольствию и радости, получилась не менее поглощающей. Два с половиной часа пролетают на одном дыхании! Канва фильма не удаляется от оригинального текста далеко, многие эпизоды взяты почти целиком и поданы точно так, как это было в книге. Такое внимание к роману подкупает; приятно, что режиссёр и сценаристы с любовью отнеслись к произведению. Ведь в этой истории много любви.
В центре внимания находится мальчик и его секрет, а вместе с ним и его большая драма жизни. В начале фильма звучит мысль главного героя о том, что гибель его матери привела к тому, что он потерял всякие ориентиры в жизни, она как бы забрала их вместе с собой. Редкое полотно, портрет птицы кисти голландского художника, позднее становится чем-то вроде замещения этого ориентира. В неё вкладывается глубокий смысл, картина как бы неразрывно связана с мамой главного героя — он боится потерять её точно так же, как однажды потерял свою мать. Отдать портрет равносильно тому, чтобы расстаться с воспоминаниями о самом любимом человеке, чтобы отпустить собственное чувство вины. Сначала мальчику, а затем и юноше страшно отказаться от этого всего, ведь тогда он останется в глухой пустоте совсем один, как это уже бывало с ним.
Тем не менее судьба картины, как и судьба мальчика, изменчива и непредсказуема. Страшные и удивительные вещи происходят с ними обоими, эта связь которая ме выстроилась между главным героем и его главной ценностью в жизни, почти мистическая. Кажется, будто они были обречены на встречу.
На портрет щегла переносится вся любовь, вся нежность главного героя, которая не может быть больше обращена к матери. Он заботится и оберегает её [картину]. Постепенно картина становится чем-то большим, чем символ или тотем, она приобретает роль недоступного (даже для самого героя) сокровища. А это, как водится, влечёт за собой опасные и необдуманные поступки.
"Щегол" — это, безусловно, история о большой любви и о той силе, которой она обладает. Но это и история о неисчерпаемой, избыточной тоске по красоте, по неуловимому и недостижимому совершенству. Но какова судьба "Щегла" и как сложится судьба главного героя, я предлагаю вам узнать самостоятельно и составить собственное мнение о фильме.
Приятного просмотра!
__________________________________________________
*Книга Донны Тартт "Щегол" на ЛитРесе