ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОТМЫВАНИЮ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ
THE METHODS OF COUNTERACTION TO LAUNDERING OF CRIMINAL MONEY IN VARIOUS SEGMENTS OF THE FINANCIAL MARKET
АННОТАЦИЯ
Проблема использования российского финансового рынка для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, становится актуальной в посткризисный период. В статье рассматривается текущее состояние данной проблемы в России, приведена схема, используемая для отмывания денежных средств на рынках ценных бумаг. Анализируются методики противодействия отмыванию преступных денегна различных сегментах финансового рынка. Предлагаются меры, которые по мнению автора, должны способствовать устранению рассмотренных явлений.
ABSTRACT
Тhe Problem of using the Russian financial market for the legalization (laundering) of proceeds from crime becomes relevant in the post-crisis period. The article discusses the current state of this problem in Russia, the scheme used for money laundering in the securities markets. The methods of combating money laundering in different segments of the financial market are analyzed. The author suggests measures which, according to the author, should contribute to the elimination of the considered phenomena.
Ключевые слова: преступные доходы, финансовые рынки, легализация (отмывание) доходов, сегменты финансового рынка, меры противодействия.
Keywords: criminal proceeds, financial markets, legalization (laundering) of income, segments of the financial market, countermeasures.
Преступные доходы, привлеченные в экономический оборот, могут подорвать экономику любого государства. Неожиданное введение огромных объемов денег на финансовый рынок или, наоборот, их неожиданный вывод из обращения приводит к высокой волатильности стоимости финансовых инструментов, приводит к резким колебаниям спроса на финансовые средства, что приводит к дестабилизации экономических и социальных отношений и даже может привести к политической турбулентности.
В Российской Федерации борьба с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма была начата после включения в «черный список» Международной группы по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ). ФАТФ в ежегодном отчете за 1999-2000 годы озвучила 15 стран, в том числе и Россию, которые не ставили цели борьбу с отмыванием денег [5, С.28].
Россия была поставлена перед уникальной проблемой – необходимостью борьбы с отмыванием денег при переходе к рыночной экономике. Продолжающиеся высокие оттоки капитала, недоразвитые рыночные институты и нехватка налоговых средств затрудняют борьбу с отмыванием денег (рисунок 1).
Глобальный финансовый кризис как один из важнейших компонентов национальной экономической безопасности определил свою финансовую составляющую, которая, в частности, заключается в минимизации рисков отмывания доходов и финансирования терроризма. Уязвимость секторов финансового рынка может стать катализатором распространения шоковых процессов на всем финансовом рынке и в экономической системе в целом.
Финансовый рынок используется для отмывания преступных доходов через трехэтапную процедуру:
1) преобразование доходов, полученных преступным путем, в законные инструменты финансового рынка;
2) имущество перемещается, чтобы размыть следы, пока не станет невозможным отслеживать его происхождение на финансовом рынке;
3) процесс отмывания денег заканчивается их интеграцией с инструментами финансового рынка, посредством которых имуществу приписывается законное происхождение.
Постоянно растущий рынок финансовых услуг открывает новые структуры и возможности использования финансовых учреждений для отмывания денег. Довольно распространенная схема отмывания денег существует на российском рынке ценных бумаг (рисунок 2).
Суть схемы на рисунке 2 заключается в следующем: физическое лицо приносит наличные денежные средства в компанию, оказывающую брокерские услуги (1), ему открывается брокерский счет (2), и с другого счета брокер “проигрывает” клиенту эти деньги (3). В итоге клиент получает официальный доход, который подтвержден справкой 2-НДФЛ, выдаваемой брокером (4).
Методы борьбы с легализацией преступных доходов были разработаны на основе методов и условий отмывания денег, а также целей борьбы в этой области, поэтому целесообразно коснуться этих черт, чтобы выявить причины их возникновения.
Существует ряд негативных последствий, которые влияют на финансовые показатели, возникающие в результате легализации доходов, полученных преступным путем. Колебания спроса на капитал не соответствуют фундаментальным изменениям, включая бегство капитала, незаконный импорт и экспорт краткосрочного капитала, движение капитала из страны, которое противоречит его национальным интересам.
Волатильность валютных курсов, процентных ставок из-за неожиданного трансграничного движения капитала, рост нестабильности рынка ценных бумаг, который влияет на состояние финансовых активов, приводят к росту системного риска сегментов финансового рынка.
Растущая сложность схем отмывания преступных доходов провоцирует рост требований к обязательным проверкам финансовых учреждений, что приводит к введению различных ограничений, которые не всегда позитивно воспринимаются участниками бизнеса. Обслуживание единых информационных реестров и баз данных облегчает поиск информации, но существуют различные препятствия для использования конфиденциальной информации, которые ограничивают действия правоохранительных органов.
При разработке единых методов для достижения единой системы противодействия отмыванию денег необходимо учитывает индивидуальные особенности экономик разных стран таким образом, чтобы был достигнут компромисс между увеличением затрат на частном и государственном уровнях по их финансированию и ограничениям свободы действий экономических субъектов, а также между эффективностью функционирования сегментов финансового рынка и ужесточением контроля, надзора за выполнением законодательных требований. Необходимо отметить, что введение новых механизмов, особенно требующих немалых капиталовложений, должно осуществляться только при условии, если преимущества от их создания перевесят незадействованный потенциал уже существующих систем. Методология противодействия отмыванию преступных доходов имеет особую структуру, учитывающую индивидуальный подход к каждому сегменту финансового рынка для того, чтобы снизить риски связанные с мошенническими действиями.
Традиционно принято выделять следующие сегменты финансового рынка, представленные на рисунке 3.
Все сегменты финансового рынка подвержены риску отмывания денег, поэтому многие страны проводят периодические проверки финансовых организаций, разрабатывает специальные законопроекты, ограничивающие операции с финансовыми инструментами таким образом, чтобы снизить риск отмывания нелегальных доходов [4, С.16].
Основным методом противодействия отмыванию денег является совершенствование законодательства стран для повышения эффективности антиотмывочных норм. В первую очередь, это разработка риск-ориентированных подходов, национальной оценки рисков, программ финансовой безопасности, основанных на 40 Рекомендациях ФАТФ и выпускаемых ФАТФ отчетах о противодействии отмыванию нелегальных доходов, в которых могут быть достаточно подробно расписаны определенные направления и советы, которые способствуют снижению рисков мошеннических действий [7].
Особо важной составляющей в методологии борьбы считается создание уполномоченных компетентных государственных органов. Многие страны руководствуются системой дробления в процессе создания уполномоченных органов, то есть на каждый сегмент финансового рынка создается подконтрольный орган, имеющий узкий круг обязанностей по контролю и надзору за мошенничеством в области нелегальных доходов. Данные органы обмениваются между собой необходимой информацией, а также взаимодействует с международными организациями для обмены опытом, способствующим дальнейшему совершенствованию законодательной области.
Рассмотрим методы противодействия отмыванию преступных денег на различных сегментах финансового рынка для наилучшего представления о методологиях борьбы с отмыванием денег.
Легализация доходов, полученных преступным путём, в отрасли ценных бумаг имеет место, в большинстве своём, на этапах расслоения и интеграции. Фондовый рынок является наиболее привлекательным для мошенников, так как у лиц, отмывающих деньги, имеется двойное преимущество:
1) возможность отмывания средств, полученных в результате незаконной деятельности в других отраслях;
2) возможность использовать незаконные средства от внешней нелегальной деятельности для получения дополнительной прибыли в отрасли ценных бумаг.
В большинстве методических документов, выпущенных международными организациями или государственными органами, представлена информация, которая описывает риски отмывания денег на фондовом рынке с помощью ценных бумаг [5, С.29]. Происходит выявление слабых сторон сегмента финансового рынка, которые в дальнейшем подразумевают осуществление особого внимания со стороны уполномоченных органов для проведения комплексных проверок клиентов, а именно:
транзакции, в которых задействованы банковские счета, находящиеся в разных странах;
счета ценных бумаг, представленные между посредниками без использования метода «знай своего клиента» или находящиеся в зоне повышенного риска;
использование подставных лиц или организаций, фирм-однодневок;
организации со сложной корпоративной структурой;
политические деятели;
операции с финансовыми организациями или посредниками, осуществляющими свою деятельность в регионах, имеющих неэффективные системы противодействия отмыванию преступных денежных средств;
незарегистрированные или нерегулируемые финансовые инструменты;
схемы фиктивной торговли.
В некоторых странах публикуются в сокращенном формате судебные дела, связанные с отмыванием доходов. В целом, такие дела публикуются в рамках ежегодного отчета, могут содержать статистические данные и другие сведения. Данные источники являются важным руководством для финансовых учреждений и государственных структур как помощь в разработке методов и надзорных программ при оценке эффективности системы противодействия отмыванию доходов.
Что касается денежного, валютного рынков и рынка капитала, методология борьбы с отмыванием денег схожа с процессингом на фондовом, просто изменяются критерии подозрительных операций, проверок клиентов, ведение отчетности о финансовых операциях и пр. Главные принципы методологии противодействия преследуют следующие цели:
снижение рисков использования финансовой сферы для осуществления сомнительных операций;
обеспечение реализации комплекса мероприятий по взаимодействию региональных и международных подконтрольных структур для обмена информацией и опытом, направленных на снижение уровня вовлеченности финансовых институтов в совершении незаконных и подозрительных финансовых операций;
повышение качества предоставляемой информации в региональные и международные подконтрольные органы.
Таким образом, согласно рекомендациям FATF, страны должны регулярно проводить оценку рисков легализации (отмывания) денег на финансовых рынках (его сегментах), чтобы обеспечить адекватное понимание рисков и рисков для финансовой системы и экономики на национальном уровне, а также негативных последствий, которые эти меры несут, и принятия надлежащих мер.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (в актуальной редакции) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СПС «КонсультантПлюс»
2. Указ Президента Российской Федерации от 13.06.2012 № 808 (в актуальной редакции) «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» (вместе с «Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу») // СПС «КонсультантПлюс»
3. Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Президентом РФ 30.05.2018) // СПС «КонсультантПлюс»
4. Гузнов А.Г. Основные и специальные обязанности кредитных организаций в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Финансовое право. 2016. № 1. С. 11 - 18.
5. Замышляев Д.В., Печников Н.А. Международно-правовое регулирование системы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Международное публичное и частное право. 2016. № 6. С. 25 - 29.
6. Кумуков М.Ш. Технология блокчейн: новые вызовы и возможности в системе мер по ПОД/ФТ (противодействие отмыванию денег и/или финансированию терроризма) // Ленинградский юридический журнал. 2018. № 2. С. 144 - 154.
7. Сорок рекомендаций ФАТФ и специальные рекомендации по борьбе с финансированием терроризма: www.fatf-gafi.org (дата обращения: 02.05.2019).