Найти тему
4 канал - Екатеринбург

40 тысяч детей в России болеют сахарным диабетом первого типа. В Свердловской области — 1600 детей. Интервью с врачом.

Гость программы «Стенд» Алексей Кияев, заведующий Свердловским Областным центром детской эндокринологии.

Добрый вечер, меня зовут Максим Путинцев, Нам скажут наши зрители: «Слушайте, ну какая эндокринология в эпоху коронавируса?» Что вы им ответите?

Алексей Кияев: Если есть хронические эндокринные заболевания, то это пациенты, которые нуждаются в постоянной помощи, в постоянной коррекции. И в пожизненной заместительной гормональной терапии.

МП: Неважно – есть вирус, нет вируса…

АК: Да. в условиях пандемии безусловно, обостряются все хронические заболевания и в принципе, это группа, с хроническими эндокринными заболеваниями, должна быть изолирована. Вместе с людьми пожилого возраста. Но помощь-то им нужно оказывать!

МП: Мы с вами разговариваем в конце осени. Не так давно отмечался Всемирный день борьбы с диабетом. Насколько серьезна ситуация с диабетом у нас в области, прежде всего среди детей, раз уж мы о вашей специальности говорим?

АК: 14 ноября мы отмечали День диабета. Если говорить про мир, то это вообще глобальная пандемия похлеще коронавируса. Потому что 465 миллионов больных в мире сахарным диабетом. Если говорить про детский диабет, то это миллион детей в мире болеют сахарным диабетом первого типа. В Российской Федерации 40 тысяч детей. В Свердловской области около 1600 на сегодняшний день. И с каждым годом мы видим новые цифры, растет диабет. Заболеваемость у нас одна из самых высоких в России, более 200 новых случаев детского диабета.

МП: У нас регион большой все-таки…

АК: Ну в пересчете на 100 тысяч одни из лидеров по заболеваемости сахарным диабетом первого типа в России. Коронавирусная инфекция поставила новые вопросы, каким образом этих деток и их семьи поддерживать. В условиях ограничительных мероприятий. Когда первая волна была, были введены ограничения в оказании плановой медицинской помощи. В том числе и хроническим больным. Диабет – это пожизненная инсулинотерапия…

МП: Просто взять и на паузу поставить не получится!

АК: Нужно делать здесь и сейчас. Помощь должна оказываться в непрерывном режиме.

МП: И что вы придумали?

АК: Ребенок заболел, с родителями госпитализируется в отделение эндокринологии, которое у нас одно, на базе Областной детской больницы. И в течение 10 дней пытаются родителей в первую очередь обучить, как жить с диабетом, когда вы выйдете их больницы. Им рассказывают, как нужно ставить инсулин, сколько, какая доза, как питаться, как себя вести в той или иной ситуации. Через 10 дней их выписывают домой, и все.

МП: Давайте сами справляйтесь с этой ситуацией…

АК: Безусловно, они могут обратиться за очной помощью. Но это не так часто возможно, как требуется. И вот с мая мы с сотрудниками центра, ординаторами УГМУ, вспомнили, что есть такая штука, как Zoom. Мы начали отрабатывать это в зуме и формате переписки по электронной почте, и затем спросили родителей, как вам эта помощь. Когда по требованию родителей назначили сеанс, и они получили на дистанте какую-то информацию от медиков. Мы получили отличные отзывы. Это помогает реально. Хорошая компенсация диабета. И осенью уже мы организовали это все на защищенных телемедицинских платформах с поддержкой нашего Минздрава, Фонда обязательного медицинского страхования. Прекрасная команда профессионалов, которая пошла нам навстречу и ввела специальные тарифы в рамках ОМС, оказание этой помощи. Сейчас с 1 октября мы официально проводим консультации в режиме врач-пациент с соблюдением всех законов телемедицины в России.

МП: Та самая телемедицина, про которую мы так часто слышали, но которую так редко видели.

АК: Это работает, и я могу гордиться этим достижением нашего центра, потому что в России аналогов пока нет. Именно в таком формате, как у нас.

МП: Вы еще и пионеры в этой отрасли!

АК: Это стало возможно благодаря администрации больницы с главным врачом Аверьяновым Олегом Юрьевичем. Было принято беспрецедентное решение выделить нашу диспансерную группу детей с хронической эндокринной патологией в отдельную структуру организационную в рамках Областной детской больницы. Сейчас мы с 1 сентября переехали на 8 марта, 1 и все наши детки наблюдаются изолированно, не контактируя с пациентами других профилей. Потому что эта группа наиболее подвержена различным вирусным инфекциям.

МП: Тем самым риски снижаются!

АК: Да, меньше контактов. И самое главное, на сегодняшний день они полностью получают всю помощь – консультация, обследование и лекарственное обеспечение – в одном месте. Это очень удобно. Раньше все равно, даже в рамках одной больницы, нужно было ходить, час времени тратить. Сейчас это происходит очень быстро. Пришли на прием по записи, по времени. Получили консультацию. Пришли в аптечный пункт, получили инсулин, необходимые лекарства. И ушли счастливые домой. И погуляли в центре города еще заодно!

МП: Это временное решение, или теперь "напостоянку"?

АК: Я надеюсь, постоянно. Потому что в условиях финансового кризиса нам удалось привлечь очень много благотворителей в плане оборудования центра. Я благодарен всем, кто помог нам. Ремонт, оборудование, в каждом кабинете новые компьютеры, оснащенные веб-камерами для проведения консультаций "врач-пациент". У нас 5 точек для проведения консультаций в этом режиме.

МП: То есть коронавирус не только замедляет какие-то процессы, но и стимулирует – причем вполне себе позитивные! Алексей, вы в начале беседы сказали, что детского диабета становится больше. И в мире, и у нас в области. У медиков есть объяснение этому?

АК: Первый тип диабета, который 95-98% встречается в детском возрасте, в отличие от второго, который связан с образом жизни, это аутоиммунное заболевание. То есть есть наследственная предрасположенность иммунной системы реагировать выработкой антител против собственных органов. Наследственность глобально не меняется. Все сходятся во мнении, что это внешние факторы. Которые запускают как раз процесс выработки антител против собственных клеток поджелудочной железы, которая вырабатывает инсулин. Какие это факторы, ведутся много крупных перспективных международных исследований. Ответа пока нет. Появлялись в СМИ сообщения, что, возможно, коронавирус усугубляет… Мы пока не видим этого. То, что мы можем четко фиксировать, в отличие от статистики по второму типу диабета, у нас точные цифры. Потому что не выявить ребенка с первым типом диабета невозможно. В любом случае н попадет в стационар.

МП: Болезнь даст о себе знать…

АК: По-другому не бывает.

МП: Самое главное, всю необходимую помощь все пациенты с первым типом диабета получают.

АК: Да. То, что касается детей. И очень важно, этот проект телемедицинских консультаций был наиболее актуален для детей вновь заболевших диабетом и для их родителей, которые не имеют никаких знаний. А на сегодняшний день у нас есть возможность консультировать всех пациентов с установленным диагнозом диабет в случае декомпенсации. Когда они не могут получить очную консультацию – в области, и так далее. Эта информация пошагово размещена на сайте областной детской больницы в разделе «Центр детской эндокринологии». Именно информация для пациентов, каким образом получить у специалистов нашего центра телемедицинскую консультацию.

МП: Будущее наступает, и это приятно, и это замечательно!

Эфир программы "Стенд" от 19 ноября 2020 года.

© Телекомпания "4 канал"