Найти тему
Аналитик дзен

Что такое "правильный вопрос"

Каждый человек хочет задавать правильные вопросы. Но какой вопрос считать правильным? Важно оценить качество вопроса априори, до того момента когда он был задан.

Давайте начнём с того, какие вопросы мы считали бы неправильными:

  • Вопросы, которые были заданы в неуместный момент или в неуместной форме, были не поняты, и как результат, не получили должного ответа или их эффект оказался не таким, как на него рассчитывали.
  • Вопросы, которые оказались информативно бесполезными: спрашивали не то или вопрос был не так понят;
  • Вопросы, которые привели к агрессивной реакции и "бумерангу";
  • Вопросы, которые ухудшили/ослабили позицию спрашивающего – лучше бы и не спрашивали.

Но это всё ситуации, которые мы не знаем, это всё будущее. Нам же нужно иметь возможность оценить вопрос заранее.

Между делом, что такое вопрос, какое определение вы бы дали? Конечно, это не только то, что заканчивается в большинстве случаев вопросительным знаком. А что же ещё?

Вопрос – это прежде всего инструмент получения информации. Но не только. Так могут взаимодействовать компьютеры, но не люди.
Вопрос служит для общения, а общение – это эмоции и энергетика. Т.е. вопрос существует и на эмоционально-энергетическом уровне.
Вопрос инструмент стратегии, которую реализуют люди через общение, ведь вопросы задаются с определённой целью.

Таким образом, если мы принимаем модель коммуникации, которая стоит из информационного логического уровня, эмоционально-энергетического и стратегического уровней, то вопрос «присутствует» на каждом из них.

Что же тогда правильный вопрос? На основе модели, дадим такое определение.

Правильный вопрос – это вопрос, который не ухудшает положение сторон на каждом из трёх уровней, а хотя бы на одном – улучшает.

Почему важны все три уровня? Давайте посмотрим, будет ли правильным вопрос, если он нацелен на новую информацию, но вгоняет человека в депрессию и больно его ранит? Или даст новую информацию, но будет стратегически бесполезен. Что же тогда должно быть на первом месте: стратегия, информация или эмоции?

Вернёмся к примеру вначале. Неуместный (нетактичный) вопрос – это вопрос с пробелом на эмоционально-энергетическом уровне, пустой вопрос – с пробелом на информационно-логическом уровне, вопрос с негативной ответной реакцией – очевидно, имеет проблему на эмоциональном уровне. Если же вопрос ослабляет позицию в переговорах – то это стратегически неверный вопрос.

Как оценить качество вопроса по каждому из уровней?

Правильный вопрос на информационном уровне даст не только новую информацию, а существенно новую информацию. Могут быть два варианта:

  • Правильный вопрос должен кратчайшим образом «вытащить» деталь, недостающую для логических построений спрашивающего.
  • Правильны вопрос должен раскрыть недостающие элементы концепции автора: суть проблемы и допущения (неозвученные предпосылки), существенные для подтверждения или опровержения вывода.

Чтобы оценить вопрос на эмоционально-энергетическом уровне, надо понимать респондента. Существует много техник и подходов. Можно привести в пример модель 7 психотипов В. Пономаренко, которая позволяет предугадать, какой психотип перед вами и подстроить тактику.

Чтобы оценить вопрос на стратегическом уровне, нужно понять, что даст получаемая информация в итоге, зачем она нужна, и какие ответные шаги могут последовать. Иными словами, вопрос – это элемент стратегической игры между сторонами.

Задавайте вопросы по модели и давайте построим вопросы для ваших ситуаций вместе.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц