В этой статье вы узнаете:
- Сможет ли текстовое блюдо быть вкусным без вводных слов?
- Вводные слова как приправа. Сколько сыпать?
- Как готовить? В духовке согласия или на сковороде противоречий?
Вводные слова – это такие слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, о чём говорит.
В зависимости от того, что вводные слова выражают, они делятся на несколько групп:
1) чувства (к радости, к досаде, к ужасу, к счастью и др.),
2) уверенность (несомненно, может быть, по-видимому, пожалуй и др.),
3) источник сообщения (по мнению, по-твоему, помнится, слышно и др.),
4) последовательность (во-вторых, наоборот, главное, таким образом и др.),
5) оформление (понимаешь, извините, допустим, знаешь и др.),
6) оценка (по крайней мере, самое малое и др.),
Новость века: вводные слова засоряют речь. Старайтесь как можно меньше употреблять вводных слов.
Ещё одним подтверждением их ненужности в тексте является официальный способ проверки. Попробуйте убрать подозреваемого из предложения. Изменился смысл? Если нет, поздравляю, вы обнаружили в своём тексте слово, которое не несёт смысловой нагрузки. Оно добавляет оттенка, извольте тогда либо выделить его запятыми, либо вовсе изъять из предложения.
Например, ваш друг говорит вам: «Я, знаешь ли, слышал, что завтра снег пойдёт». Ну нет, не знаю, зачем вот это «знаешь ли», скажи просто: «Слышал, что завтра будет снег. Готовь коньки, пойдём кататься!» Всяко же информативнее. Сразу понятно, что вечер надо будет потратить на поиск коньков в залежах шкафа.
Но ситуация может развернуться и иначе. Говорит друг:
- Я тут, знаешь ли, видел Алёнку твою в магазине. С Петькой за руку шла.
- Нет, - скажете вы, - не знаю, а что ещё про это знаешь ты?
И пошло-поехало обсуждение-выяснение. Во втором случае это «знаешь ли» носит извинительный тон, подготавливает слушателя к неожиданной информации.
Или вот ещё случай.
Спрашивает сын бабушку, пойдут ли они завтра в лес за грибами, а она отвечает:
- Безусловно, пойдём!
Ответ бабушки предполагает, что никакие катаклизмы планеты не остановят их на пути к подосиновикам и подберёзовикам. Не рассматриваются и желания внука. А вдруг он спросил, потому что не хотел идти, мечтал о стрелялках в компе? Но ему не оставили шансов. В данном контексте допустимо употребление такого вводного слова, если бабушка – генерал в юбке. В остальных случаях она использовала бы иные слова.
А возьмём ещё раз ту же бабушку и того же внука. Он всё-таки заикнулся о том, что хотел бы вместо леса… Но договорить ему не дали.
- Откуда ты знаешь, что лучше? – вопрошает бабушка.
-Безусловно, знаю! Это ведь мои желания, - парирует внук.
В данном контексте ему позволительно выражать 100-процентную уверенность, ведь говорит он о своих желаниях, а не мечтах бабушки или подосиновика.
Если вы всё же решились использовать в своей речи вводные слова, делайте это дозированно. Два-три слова на 1000 знаков – это более чем. В остальных случаях есть риск перекормить читателя и он, объевшийся, уйдёт раньше, чем текст доварит буквы.
Что нужно помнить:
1) Вводные слова выделяются запятыми.
2) Их употребление должно быть оправдано, каждое слово в тексте работает на его замысел.
3) Не являются вводными словами, не выделяются запятыми следующие слова: будто, словно, ведь, как раз, обязательно, вдруг, в конечном счёте, именно, примерно, как будто, причём, к тому же, всё-таки, тем не менее, вряд ли, как бы, скорее всего, между тем, практически.
В следующем посте будет тест на тему «Вводные слова».
Желаю вам ярких текстов без лишних слов!