Найти в Дзене
Хихидна

Улыбка Большой Медведицы

Яндекс.Картинки
Яндекс.Картинки

***

- Дядя, а почему это созвездие называют Большой Медведицей? Оно вообще не похоже на медведя! – мне было 9 лет, мы с дядей Прокопием сидели на крыльце и ждали папу с мамой, которые ушли на вечерний сеанс в кино.

- Ну ты присмотрись хорошенько, настоящий медведь. Вон, видишь, морда, лапы…

- Нет, совсем не похоже, - я искренне не понимала, ну какая же это медведица?

- Юкагиры называют это созвездие Абуче, это означает «бабушка». Так иногда они величают старую мудрую медведицу, которая не нападает на людей, а старается обойти их стороной.

- Ты же говорил, что медведи хитрые и коварные? Или не все такие?

- Это, Наташка, как у людей: есть злые и добрые, глупые и умные, коварные и справедливые. Не все же одним миром мазаны, понимаешь?

- Не очень. Значит, справедливые медведи существуют?

- Я тебе расскажу, а ты уже сама думай, договорились? Случилось это в старые времена. Жил в нашем селении далекий предок, звали его Байбал.

Я переспросила:

- Байбал? Какое имя смешное!

- Байбал это по-русски Павел будет. И не перебивай меня, хорошо?

***

Байбал был удачливым охотником, добыча сама шла к нему в руки. Вообще наши предки считали, что нельзя брать у природы бессчётно, духи могут разгневаться. Возьми столько, сколько тебе нужно для еды, для обмена на какие-то вещи, а гнаться за богатством – это удел людей недалеких. Но Байбал не слушал никого, охотился на любого зверя, даже если ему он был не нужен. Вот зачем убивать сто волков? Одно дело, если они скот режут, коров там, лошадей, оленей. Но ведь нет же, никого не трогают, в природе полное равновесие, а Байбал стреляет и стреляет. Был он к тому же человеком хвастливым, мог посмеяться над другими незадачливыми охотниками, мол, куда вам до меня! Мне всего-то 17, а я за сезон добываю больше, чем три старых охотника вместе взятых!

Старики говорили Байбалу, что не следует себя так вести, он нарушает все мыслимые законы, мало того, что убивает всё подряд, но еще и не уважает старших. Да только те слова были ему как с гуся вода.

И появилась в тех краях медведица, красивая, необычная. Шкура у нее была почти черная, а на груди будто белый треугольник. Таких здесь отродясь не видывали. Медведица была спокойная, к людям не выходила, встретив их в тайге или тундре, спокойно уступала дорогу или просто уходила. Никто ее не трогал, уж больно она была хороша.

Байбал загорелся выследить эту медведицу. В первое лето ее появления, их дороги так и не пересеклись, хотя другие видели ее довольно часто. Но никому и в голову не пришло убить медведицу просто так, ради забавы, только лишь Байбал досадовал:

- Эх, что за охотнички! Мне на их место, не ушла бы!

Зимой он поднял несколько берлог, но все они были не теми, белогрудой красавицы не было.

Летом Байбал наткнулся на медвежонка. Был медвежонок черненький, и белый треугольник на груди имелся. Парень сразу понял, чей это детеныш, возликовал:

- Хоть этот моим будет!

Он дотемна разделывал тушку, стараясь аккуратно снять шкурку, не повредив её. В темном небе начали загораться звезды и ему вдруг показалось, что зверь на звездном небе, тот, что его дед звал Абуче, вдруг укоризненно покачал головой.

- Тьфу, померещится же! Но ноги надо отсюда уносить.

За шкуру малыша с необычным окрасом развернулась целая борьба среди покупателей, денег отвалили втрое больше и Байбал понял, не нужно ему убивать медведицу, нужно охотиться на ее медвежат. Это ж какой прибыток будет каждый год! Так он и сделал. Везло ему, словно чёрт ворожил, каждый год добывал черного белогрудого медвежонка, а иногда сразу двух. Медведицы рядом никогда не было, и он понимал, что это самое удобное время: мать уходит на гон с самцом, оставляя детеныша на несколько дней одного. И каждый раз ему казалось, что Абуче укоряет его и недовольно качает головой. Тогда он показывал звёздам язык и кричал:

- Что ты можешь, ты просто тень! Куда тебе справиться с великим охотником!

Так прошло целых шесть лет. Байбалу исполнилось 24, он собрался жениться. Калым был собран и отдан родителям невесты, а сама она сказала жениху:

- Знаешь, чего я хочу? Шкуру медведя в подарок, братья рассказывали, ходит у нас тут какой-то необычный, с белой грудью. Добудь мне эту шкуру для свадебного ложа, докажи свою удачу, которой ты всем хвастаешься.

Байбал, уже добывший в этом году очередного белогрудого медвежонка, не стал перечить. Про себя подумал, что медведица уже старая, может, на следующий год не принесет медвежонка. Пусть красавица-невеста получит желаемое.

С собой он позвал младшего брата и двух двоюродных:

- Хотите, научу вас охотиться на медведя? Айда со мной в тайгу.

Но на этот раз удача отвернулась от Байбала. Они с ребятами убили двух медведей, одного обычного бурого, а второго – какого-то сивого, как будто с проседью. Парень подумал, что если не найдет ту, которую ищет, то и эта шкура подойдет, тоже окрас интересный. До свадьбы оставалось всего несколько дней, и он принял решение возвращаться домой. Шкуры несли его спутники, которые ворчали, что он их специально взял, чтобы грузы носить.

До дома оставалось уже не так далеко, когда прямо на них выскочил заяц. Обычный, рыжеватый заяц, каких целые стада носятся по округе. Байбал вскинул ружье, прицелился и… Мимо! Ребята засмеялись:

- Вот так охотник! Не смог с пяти шагов в зайца попасть!

Байбала это задело, он сказал братьям ждать, а сам бросился за зайцем. Мальчики слышали выстрелы, и удивлялись, зачем Байбалу это нужно? Неужели только из-за их подначек?

Вернулся парень злой, с пустыми руками. Уже стемнело, ребята в ожидании его развели костер:

- Располагайся. На ночь глядя не пойдем, заплутаем еще. Переночуем, а как рассветет, тогда и отправимся в путь.

Байбал ухмыльнулся:

- Погода ясная, небо звездное. Чтобы я да заблудился? Вот еще глупости! Вы как хотите, сидите себе, а я через несколько часов дома буду, меня невеста ждет.

Он бесстрашно тронулся в путь, оставив своих спутников за спиной. Вот уже половина пути пройдена, ему даже казалось, что он слышит вдали лай их сельских собак. Еще чуть-чуть, и он будет дома, не то, что эти трусы! Байбал сплюнул, и вдруг замер. Случилось что-то странное, знающие люди назвали бы это «светопреставлением»: на небе одна за другой стали медленно гаснуть звёзды. Буквально десять минут назад все небо было усеяно сверкающими точками, а сейчас с каждым мгновением становилось всё темнее и темнее. И вот на небе осталось всего семь звезд, тех самых... Байбал буквально впал в ступор, он не мог ничего понять. Ему вдруг показалось, что Медведица на небе повернула голову и улыбнулась. Он начал трясти головой, чтобы прогнать наваждение, но уже через полминуты почуял запах, который он, бывалый охотник, не мог ни с чем перепутать – к нему приближался медведь. И не какой-то там звездный, а самый настоящий, из крови, плоти и шерсти. Байбал с ужасом вспомнил, что последние патроны он расстрелял по ушедшему от него зайцу, а запасные лежат далеко. Последнее, что он увидел в неверном свете звездной Абуче, это взлетевшую черную тушу с белым треугольником на груди и поднятой для удара лапой.

Троица, оставшаяся без своего предводителя, немного поскулила, а потом решила отправиться следом. Они стали свидетелями того, как на небе гасли звезды, и это привело их в смятение. Душераздирающий вопль донесся до них и буквально парализовал от страха. Трясущимися руками они разложили новый костер и стали умолять духов, взывая в основном к духу огня:

- Лачил Меру, сохрани нас, дай нам сил пережить эту ночь…

Никто из них не спал, они сидели у костра, прижимаясь друг к другу спинами и напряженно вглядывались в темноту, сжимая в руках свои охотничьи ружья. Как только стало светать, они покормили огонь, затушили его и двинулись вперед. Очень скоро они наткнулись на то, что недавно было их товарищем. Его явно растерзал медведь, отпечатки лап были повсюду. Поразили две вещи: первое, это то, что медведь просто расправился с Байбалом, но не стал его есть, и второе, это то, что оторванная голова, лежащая недалеко от тела, хоть и принадлежала молодому парню, но была абсолютно седой.

***

- Дядя Прокопий, а почему Абуче улыбалась? Или ему это показалось со страха?

- Я думаю, не показалось. Знаешь, Наташа, когда вершится справедливость, даже звездные медведи имеют право улыбнуться.

- Ох, что ж вы на улице-то? - к нам незаметно подошли мои родители, и мама добавила, - Не замерзли тут? Пойдемте скорее домой, будем пить горячий чай.

Мы последовали за ней, но, уходя, я подняла голову. Большая Медведица невозмутимо шла себе по темному небу, не обращая на меня никакого внимания.

- Вот и хорошо, не надо мне улыбаться. Ладно, Абуче?