Я думаю, сейчас большинство детей помимо школы занимаются чем-то дополнительно. Репетиторы, кружки, спортшколы и музыкалки с художками… Вот это все… Но для меня лично всегда был непростым вопрос: в какой кружок ходить, а в какой нет? По какому принципу выбирать?..
Давайте расскажу на примере.
У меня Андрей в 9-ом классе. Собирается учиться на программиста.
И вот тут уже стоит остановиться и задаться вопросом: а почему, собственно, на программиста, а не на космобиолухабиолога, например? По сути, у него выбора не было. Потому что ему не повезло родиться «программистом в четвертом поколении». У него родители оба — программисты, дедушка с бабушкой — программисты и прадед — программист. И даже тетка — учитель информатики в школе. Обложили со всех сторон, короче.
И как-то, знаете, не забалуешь, когда тебя с детства все вокруг пытаются приобщить к прекрасному. Любому родителю хочется научить ребенка интересному и увлекательному делу, да еще и полезному для будущего. А покажите мне современного человека, которому умение программировать было бы лишним, какой бы специальности он ни был?.. Вот и получается, что так или иначе, все подталкивали к программированию, искренне веря при этом, что оставляем выбор за ребенком.
В общем, как бы то ни было, хочет он поступать учиться на программиста. Желательно в приличный вуз. А для этого надо готовиться сдавать экзамены по математике и информатике на максимально высокие баллы. А в идеале бы еще по физике. Ну и русский, разумеется, куда ж без него.
В итоге, что мы имеем? Помимо школы, из которой он возвращается обычно после трех, и надо еще сделать уроки, Андрей
- занимается программированием у блестящего педагога, за которым я несколько лет ходила хвостом, уговаривая вести кружок;
- учится в ЗФТШ (Заочной физико-технической школе при МФТИ) математике и информатике. Была еще физика, но от нее решили отказаться: нагрузка уж очень большая, тяжело, и по времени совсем грустно было.
Что лишнее? Вроде как ничего… Все нужное.
Кружок ему очень нравится, занимается с удовольствием. Информатика в ЗФТШ тоже нормально, а на математике учится только потому, что надо. При том, что именно математика занимает максимально много времени и сил (задачи там сложнее, чем школьные). Так что Андрей с математикой любит прикинуться ежиком, который птица гордая: пока не пнешь — не полетит. Перефразируя известную песню: «И только ежики летают вдохновенно, иначе ежики разбились бы мгновенно»... Так и живем...
А в начале года Андрей говорит: «Я хочу в школу на робототехнику ходить»… Друг у него туда пошел, и ему тоже захотелось… Причем эта робототехника в тот день, когда у него и без того много уроков, возвращается вообще после четырех домой… Ну и куда ее?.. Нагрузка и так огромная… Я считаю, что у ребенка еще и свободное время должно быть на отдых и «ничегонеделанье»...
В итоге получается, что он занимается математикой в ЗФТШ, которая ему не в кайф, а на робототехнику, где, возможно, нравилось бы, нет времени… Но математика нужна для поступления… И это вроде как важнее. Но получается, что детство, когда надо пробовать разное, тратится на подготовку к непонятному светлому будущему…
Порой чувствую себя жестокой матерью, что заставляю ребенка гробить свое детство на то, что ему не особо интересно…
С другой стороны, если он в итоге не поступит в ВУЗ, который хочет, то кто виноват будет?.. Разумеется, я, потому что не смогла убедить и мотивировать учить сложную математику, и не тратить время на развлечение с друзьями на робототехнике… Можно было бы, конечно, свалить всю вину на самого Андрея — он же сам так захотел. Но это не честно, потому что я взрослая, должна все понимать, а он — ребенок, у которого нет жизненного опыта.
А Вы как считаете? На какие дополнительные занятия ходят Ваши дети? По какому принципу выбирали? Разрешите бросить, если захочет заняться балетом, например?..
Читайте также
- Оглавление по рубрикам — для Вашего удобства я разбила все статьи на канале по темам.
- Высшее образование — самые прагматичные аргументы «за»
- Ненужные предметы в школе — учить или не учить