Найти тему
Hard Rock

Ретроспектива. BLACK SABBATH (1973)

vk.com/hardrock_hmr

Свой пятый альбом — уже пятый за три года! — коллектив решил записывать в той же студии, что и прежний, и с тем же продюсером, Томом Алломом. Парни полагали, что это поможет им повторить атмосферу успеха предыдущей "Части 4". И, как показало время, это было верное решение.

Альбом считается едва ли не лучшей работой группы, по крайней мере, одной из наиболее успешных и известных. И диск сей стал первым, выход которого сопровождался рецензиями в масс-медиа. Журнал Rolling Stone назвал диск необычайно захватывающим и "не менее, чем абсолютным успехом". Впрочем, вершины хит-парадов он не достиг. В Британии пластинка забралась на четвертое место, а привередливые американцы не пустили англичан выше 11-го. Но эти мелкие детальки влияют лишь на статус альбома в сфере шоу-бизнеса. А среди отъявленных ценителей рок-музыки почти каждая работа BLACK SABBATH занимает почетное место на вершинах персональных чартов.

Первый и третий альбомы BLACK SABBATH стали уникальными — один породил DOOM, другой — STONER, и оба отличали неординарный подход назло конъюнктуре и истеблишменту. В итоге, как это обычно и бывает, новаторство само стало частью коммерческого шоу-бизнеса, что опять-таки вполне логично — "Саббаты" никогда не позиционировали себя как оппозицию этому шоу-бизнесу. Каждая группа из верхушки мирового рок-н-ролла рассчитывает в первую очередь на коммерческий успех. Поэтому и у BLACK SABBATH грубое, жесткое звучание построено по тем же принципам гармонии, по которым строят свои произведения авторы популярных эстрадных песенок. И используют те же самые элементы и приемы, отчего образ брутальных злодеев-демонологов разбивается о стойкие попсовые ассоциации. Сама песня, давшая название альбому, имея жуткое название, не производит аналогичного впечатления. Мелодичная и мягкая, с очень эстрадным припевом, чья гармония весьма напоминает многие советские ВИА. Но это, в общем-то, не удивительно — музыканты СССР хорошо знали классику рока и продвигали ее на эстраде всеми возможными способами, в том числе копируя звучание, мелодические ходы, особенности аранжировки и прочие детали вплоть до прямого заимствования. И вот, эта коммерческая эстрадность в сочетании с элементами прогрессива и мощным хардовым звучанием преобразовалась в совершенно удивительный продукт, который с полным правом считается не только одним из лучших альбомов BLACK SABBATH, но одним из лучших релизов жанра всех времен.

Recorded: May 1972 at Record Plant, LA
Released: September 25, 1972
Label: Vertigo
Producer: Black Sabbath, Patrick Meehan