Словами, понятными лишь его родным, загадочная фраза означала, что 6 августа капитан Казаков сбил очередной самолет противника.
Капитан Казаков Родился 11.11.1938 г. в г. Маргелан, Ферганской области.
В 1959 г. окончил Иркутское Военное авиационное техническое училище и был направлен в Брянский 260 ЗРП МО ПВО.
А с апреля 1966 по январь 1967 гг. в составе этого полка участвовал в боевых действиях во Вьетнаме в должности офицера наведения 274 ЗРП ВНА. Сбил 4 американских самолета.
Вообще 260-й полк легендарный. Уже летом 1965 года в полк приехали военные специалисты и инженеры и рабочие, которые привезли огромное количество опечатанных ящиков и инструмента. Военспецы, разбившись на бригады, быстро и слаженно разобрали всю мат. часть на отдельные блоки и начали их методично и скурпулезно модернизировать, меняя ненужное на нужное из ящиков. Поскольку всем офицерам приходилось каждому на своей мат. части принимать в этих доработках участие, то они быстро въехали, что из стандартного 75-го комплекса делают "тропический вариант" Двины.
И понимание места назначения полка тоже не вызывало сомнений.
Вьетнам.
Во Вьетнам полк перебросили самолетами. Совсем рядом, в джунглях, еще до приезда, специально для полка был оборудован 4-й учебный центр. Построено все было из бамбука и тростника. В один момент практически.
До переброски в районе Ханоя и Хайфона у вьетнамцев имелись ракеты «С-75» класса «земля-воздух», но с ними вьетнамцы обращаться не умели.
Непосредственный бои с американской авиацией этими ракетами вели наши. Вьетнамцы же сидели за спиной к примеру капитана Казакова или капитана Щербакова и лишь наблюдали. Учились.
Есть такая байка:
Нашими военными учет подбитых дивизионами самолетов противника велся педантично. Вот к примеру точные данные: за прошедшую неделю ракетно-зенитными дивизионами сбито, положим, 12 американских самолетов. А на совместном советско-вьетнамском совещании встает заместитель начальника Генерального Штаба Вьетнамской Армии и заявляет: «Да, неплохо повоевали советские ракетчики, сбив двадцатью ракетами два американских самолета». Наши оторопели: почему два?! Сбито двенадцать. А вьет делает паузу и продолжает: «Но поистине выдающихся успехов добились отряды самообороны вьетнамских девушек, которые, переняв боевой опыт отрядов самообороны стариков, сбили из карабинов 10 американских самолетов, потратив на них всего лишь двадцать патронов...» У наших военспецов от удивления глаза выпали и челюсти отвалились. Ком.полка не выдержал и поинтересовался «Зачем же тогда нужны ежемесячно эшелоны ракет?! Пригоним во Вьетнам один вагон патронов – на всю американскую авиацию хватит!»
А вьет после совещания объяснил - ничего личного, тонкости политики.
Кстати говоря, первые три американских самолета сбил полковник Федор Ильиных лично. Причем умудрился сделать это одной ракетой – она попала в ведущего, за которым плотно следовали два ведомых.
От разлетевшихся кусков первого самолета погибли и остальные. В знак личной признательности министр обороны Советского Союза отослал ему к Новому году посылку из Москвы - ящик отборного армянского коньяка, а каждому офицеру и солдату дивизиона – по бутылке водки и бутылке шампанского... Дата эта – 24 июля 1965 года – отмечается до сих пор как день рождения вьетнамских ракетно-эенитных войск, а Федора Ильиных сами вьетнамцы с тех пор называли не иначе, как «второй после Хо Ши Мина»
Опять же, первые два американских B-52 были сбиты дивизионом полковника Бойкова, и случилось это осенью 1967 года.
Из воспоминаний полковника Щербакова Вадима Петровича:
- Я вступал в противоборство не с самолетом, а с тем кто его пилотировал. У меня не было к нему ненависти, как у моих вьетнамских товарищей. Может быть потому что сейчас под бомбами не гибли мои родные и близкие, как у тех кто был рядом со мной. Может быть потому что этими тропическими ночами горели красными кострами от напалма не мои города и села. И вообще, война была в другой стране и далеко от моего дома. Но, я хорошо понимал, что американскому пилоту глубоко наплевать кого он сейчас накроет удачно сброшенной бомбой - внизу там все враги и он здесь для того чтобы убить этих неизвестных ему врагов, которые по сути ничем и никогда лично его не обидели. Вдали от своего дома, в чужой для него стране, сбрасывая на эту землю свои бомбы, возможно, он свято верил, что убивая делает мир лучше, а может просто делал свою работу.
- Когда он появлялся я не знал ни его имени, ни откуда он родом, сколько ему лет, женат он или холост. Не знал кто он по национальности. Точно также и мой противник не морочил себе голову этими бесполезными знаниями. Он знал обо мне только, то необходимое, что могло принести ему победу и как выигрыш - его жизнь: вижу я его или нет, ту дистанцию с которой я его непременно достану, так что ему не увернуться, какие бы виражи он не закладывал. И я о нем знал: что он осторожен и увертлив, а заметив меня или почувствовав опасность он моментально нанесет удар. Всматриваясь в свои индикаторы я словно смотрел ему в лицо, а дышал в затылок, ощущал все его движения и чувствовал, что он делает сейчас в своей герметичной кабине, пролетая на зеленым ковром джунглей, и ждал. Ждал когда сдадут его нервы или победит самоуверенность. И когда это случалось - все! Парень, ты мой! Пуск! И... до встречи на земле (если повезет катапультироваться из разваливающегося самолета, если первыми будут свои из группы спасения, а не вьетнамские крестьяне с мотыгами... пусть тебе повезет...). И ничего личного. Сегодня не твой день. А может случится так что и не мой... Все не так просто. "Тад" (F-105 Thunderchief) может быть не один. Он может быть тем кто меня отвлекает в то время как лихой напарник из породы "Диких ласок" (F-105G модернизированный самолет специально предназаначенный для уничтожения позиций зенитно-ракетных комплексов) предвкушая победу посылает мне свой страшный гостинец, который найдет ко мне дорогу по моему лучу. Понять кто из них кто для меня вопрос жизни и смерти
Всем кто сейчас разводит дешевую полемику о том, что все было напрасно, тем кто лицемерно кричит о потерях в Сирии, о напрасно потраченны средствах - прочитайте еще раз слова полковника Щербакова.
И заткнитесь уже наконец.
Американцам глубоко наплевать кого накроет удачно сброшенной бомбой - Хиросиму, Нагасаки, Белград, Дамаск, Багдад, чужими руками Донецк и Луганск. Присматриваясь к Москве и Питеру - они свято верят. что внизу там все враги.
Вдали от своего дома, в чужой стране, сбрасывая на чью то землю свой фосфор, напалм, они без сомнения считают, что убивая делают мир лучше, такая у них работа. Хорошие парни против плохих парней.
Pialla