«Тот не ошибается, кто ничего не делает», − гласит народная мудрость. С другой же стороны: «Умел ошибиться, умей и поправиться».
Но ошибка ошибке рознь. Цена ошибки, например, в письменной части ОГЭ или ЕГЭ может стоить дорого. Поэтому так важно загодя развить у будущих выпускников школы умение концентрировать внимание на выявлении собственных ошибок на письме. Для этого уместно использовать ролевые игры. Предлагаю одну из них.
В начале занятия английским языком в старших классах предлагаю ученикам вообразить, что они каким-либо волшебным образом заняли место учителя-эксперта, проверяющего работы ОГЭ или ЕГЭ после окончания экзамена по английскому языку в выпускном классе.
После раздачи соответствующих бланков ученикам предлагается сосредоточиться на выделенных жирным шрифтом частях предложения и исправить в них ошибки. Количество предложений может варьироваться, но не превышать в среднем 14 предложений.
Вот образец бланка для такой ролевой игры.
Исправьте ошибки в выделенных частях предложений:
1. People don’t are satisfied with what they have.
2. I never put my elbows on the table when I eat. My mother tells it is not polite.
3. When I was a kid, I fell unhappy if people didn’t say “You’re welcome” when I said “thank you”.
4. I think good manners are as important today that they were in the past.
5. I don’t know nobody who offers his or her seat to an older person.
6. It’s hard to know how polite I should be. For some people I am to polite.
7. I consider me polite, but I’m not too obsessive about it.
8. Many years ago, before I borned, people were extremely polite.
9. I am not happy when I am having a conversation with someone and that person doesn’t listen at me.
10. I make my best to be polite, but sometimes I am too impatient or I am in a hurry.
В эту ролевую игру ученики включаются с интересом. Можно устроить перекрёстный контроль уже проверенных бланков усилиями других учеников. В дискуссию участвует большинство «экспертов».
И, наконец, в финальной части ролевой игры оглашаются правильные ответы:
1. People aren't satisfied with what they have.
2. I never put my elbows on the table when I eat. My mother says it is not polite.
3. When I was a kid, I felt unhappy if people didn’t say “You’re welcome” when I said “thank you”.
4. I think good manners are as important today as they were in the past.
5. I don’t know anybody who offers his or her seat to an older person.
6. It’s hard to know how polite I should be. For some people I am too polite.
7. I consider myself polite, but I’m not too obsessive about it.
8. Many years ago, before I was born, people were extremely polite.
9. I am not happy when I am having a conversation with someone and that person doesn’t listen to me.
10. I do my best to be polite, but sometimes I am too impatient or I am in a hurry.
В течение учебного года можно неоднократно повторять эту ролевую игру, и с каждым разом ученики чувствуют себя в ней увереннее.