Со школьной скамьи нам рассказывали о том, когда началась Вторая мировая и Великая Отечественная война. Как Сталин и Советский Союз победили нацистскую Германию. Сколько танков Т-34 было произведено. Какой тактике и стратегии придерживался Маршал Жуков. Также упоминалось про Холокост. В то время как в немецких школах историю Второй мировой войны преподают немного иначе.
В немецких школах Второй мировой войне уделяется не так уж много внимания по сравнению с Первой мировой. Почему, спросите вы. Всё относительно просто. Дело в том, что как раз Первая мировая стало предпосылкой ко Второй. Именно после Первой мировой войны рейтинги национал-социалистической партии пошли в гору. А после подписания странами Версальского договора, уже поднялись до небес.
Для справки, если вы не знали, то около 100 лет назад, 28 июня 1919 года был подписан Версальский мирный договор. В школьной программе неоднократно упоминается и разбирается почему он сыграл на руку Гитлеру. Версальский мирный договор подвел итоги Первой мировой войны. Германия была объявлена единственным виновником её развязывания со всеми вытекающими последствиями. Страны Антанты и их союзники, которые вели предварительные переговоры в Париже без участия немцев сошлись на том, что во всём виновата именно Германия. Кстати и современные историки оценивают вину Германии не столь однозначно.
Договор нёс в себе три основных аспекта: наказание агрессора, вопрос репарации и условия предотвращения повторения нового глобального конфликта. По итогу он диктовал очень тяжелые и невозможные условия для Германии, поэтому большинство немцев того времени считали его унизительным и кабальным. На них повесили долг размером в 20 млрд. золотых марок, что соответствовало тогда примерно 7000 тонн золота. Сумма была просто неподъемная. Мало того, затем требование выросли до 269 млрд. золотых марок. Кроме всего прочего народ Германии был обязан отдать 90% своего торгового флота, что сильно было по экономике страны.
Чтобы приструнить так называемого должника у страны отобрали огромные территории, а вместе с ними 80% запасов железной руды, почти треть запасов каменного угля, 40% всех доменных печей, больше 15% сельскохозяйственных угодий. Нацисты, естественно, умело это использовали в свою пользу для пропаганды так как народ был практически нищий и им некуда было деваться.
Национал-социалисты очень часто обращались к 1919 году, как отправной точки так называемого унижении Германии. Говорили об ударе в спину, о том, что страна была поставлена на колени Версальским договором и вот они поднимают её с колен своей политикой. Именно этому в школьной программе уделяется анализу тактики национал-социализма, его пропаганде, как они относились к своим врагам и как дегуманизировали определенной группы людей. Нетрудно догадаться какие именно. По этой причине довольно распространенная часть Учебной программы - это показ и разбор фильма Волна. При желании можете погуглить о чём он.
Так вот как раз события Первой Мировой подводит учеников ко Второй мировой войне, где уже больше времени уделяется совсем другим вещам, а именно – Холокосту. Когда речь идет о нацизме и о войне развязанной Третьим рейхом, собственное прошлое трактуется Германии с предельной критичность и жестокостью. Как вспоминает один бывший студент: “Во время прохождения программы о Второй мировой войне мы много говорили о Холокосте и читали отчёты выживших, читали образе мышления немцев тех времен, а также военных. Один отчет, который я с ужасом не могу забыть до сих пор - это отчет лагер-команданта, командира концентрационного лагеря, который с гордостью написал своему начальству, что благодаря некоторым улучшением в их системах вентиляции и распределению химикатов, они теперь могут “обрабатывать” 20.000 евреев в день”.
Некоторые начальные классы отправляются в школьную поездку в Освенцим, где экскурсия начинается с 20 минутного документального фильма об освобождении лагеря, а затем гид показывает тюремные блоки, газовую камеру и крематорий. Другие же отправляются в концлагерь Нацвейлер во Франции.
Особенности учебного пособия является стремление авторов расширить кругозор школьников и выйти за рамки учебника. Во многих книгах есть рубрика посвященная обзору исторических фильмов по той или иной тематики. Например, при изучении национал социалистического периода, школьникам рекомендовано посмотреть следующие фильмы: Академия смерти, Бункер, Список Шиндлера, Софи Шолль.
Задача учеников не просто посмотреть фильм, но и получить как можно больше дополнительной информации об изучаемом периоде, а затем попытаться дать оценку объективности режиссера. Учителя таким образом развивают в учениках критическое мышление. И хотя немецкая учебная программа пытается подавать всё максимально объективно, есть некоторые вещи, которые не упоминаются в тех или иных учебниках. Например историк из Брауншвейга Роберт Майер говорит, что сравнивая, в частности, немецкие учебники с теми же польскими, он обратил внимание на тот факт, что в Польше истории Второй мировой войны отводят в три раза больше места, чем школах в Германии. Польские учебники детально рассказывают о ходе военных действий после 1 сентября 1939 года. Описывают те события как войну на два фронта, что и предопределило, по мнению авторов учебника поражение Польши. “В немецких учебниках Советская агрессия против Польши и пакт Молотова-Риббентропа порой вообще не упоминаются, что приводит к ошибочному предположению, будто в сентябре 1939 года вся Польша была оккупирована Вермахтом” – говорит Майер.
Историки также подчеркивают тот факт, что чрезвычайно скупо говорится о пакте Молотова-Риббентропа и в российских учебниках, о его секретных статьях, об экспансионной политике СССР в первые годы Второй Мировой войны. Также в российских учебниках. не написано о том, что в 1939-1940 годах Советский Союз участвовал в этой войне в качестве союзника Германии и редко говорится о военной агрессии против Финляндии. В Италии, тем временем только в паре учебников и всего одной-двумя фразами упоминается тот факт, что в стране фашистского Вермахта воевали 80000 итальянских солдат. А от фашизма их освободила США, которая якобы и победа в войне. А если сравнить с той же Японии, то немцы ушли намного вперед, так как многие японские учебники замалчивают факты, относящиеся к участию Японии во Второй Мировой Войне. В них даже оправдывается колонизация Японией других стран Азии под тем предлогом, что это была некая помощь слабым странам и их модернизацией.
Как мы видим, кто-то умеет признавать свои ошибки, а кто-то нет. Сейчас для многих современных немцев, которые не имели никакого отношения к войне, патриотизм социально неприемлем, потому что в противном случае их быстро припишут к нацистам. Вся страна хорошо осведомлена о том, что произошло и отчаянно пытается избавиться от нацистского имиджа. Кстати, это одна из причин, почему Чемпионат мира по футболу так популярен в Германии. Всё дело в том, что это единственное время, когда никто не будет смотреть на них с осуждением, когда они болеют за свою страну, размахивая немецким флагом.
Смысл учебные программы Германии не состоит в том, чтобы вызвать чувство вины или что подрастающее поколение обязано миру за действие гитлеровской Германии. Всё направлено на то, чтобы помочь понять, как многие мелкие ошибки конфликты привели к Первой и Второй мировой войне с целью больше их не повторять.
Хотите быть в курсе новых выпусков на нашем канале? Тогда не забудьте подписаться на обновления прямо сейчас!
Если статья Вам понравилась, то поставьте лайк и поделитесь ей с друзьями.
С уважением, "Сила в знании"