Добрый день, уважаемые подписчики и гости канала! В процессе читки размещённого отрывка из рассказа «Записки «пиджака»: нас отправили в ад – мы шагнули в бессмертие!» у вас возникает много вопросов. На все из них буду отвечать постепенно. Сейчас хочу ответить на вопрос, почему в его названии присутствует фраза «Записки «пиджака»?
Некоторые из читателей сразу сориентировались и поняли, что, согласно армейскому жаргону, «Пиджак» ‑ офицер, получивший звание лейтенант по окончанию военной кафедры в гражданском ВУЗе и в последующем проходящий военную службу по призыву.
Фактически, такой вот «недоделанный» офицер, который должен был служить два года, то есть «двухгодичник» или как их смешно называли «двухгадюшник».
Вот только с середины 90-х годов 20-го века и до конца нулевых 21-го столетия на таких вот «недоделанных» офицерах держалась вся Российская армия. «Пиджаки» командовали взводами в мотострелковых, артиллерийских и других подразделениях, многие из них после окончания двухлетнего срока службы оставались служить дальше: принимали роты и батареи, даже становились комбатами и росли выше, шли в бой и вели за собой «желторотых» солдатиков. После двух лет службы, а некоторых из них и намного раньше практически невозможно было отличить от кадровых офицеров. Такое было и раньше в Советской армии, но так массово «пиджаков» не призывали.
Да, что говорить, если принявший весной 1999 года под командование Московский военный округ генерал Игорь Пузанов был «пиджаком», окончившим сначала Омский политех, а позже общевойсковое командное училище и прошедшим Афганистан.
И наоборот, некоторые кадровые офицеры, не в укор будет сказано многим молодым мужчинам, изначально выбравшим и с честью пронёсшим через всю жизнь знамя гордой профессии, где нужно «Родину защищать», увольнялись, испугавшись командировок в Чечню и иных трудностей непростого для молодой новой России времени.
В общем, рассказ про обычного «пиджака» - командира миномётного взвода лейтенанта Миронова, призванного служить летом 1999 года и попавшего в последующем на войну. Всё просто – наш герой, рождённый в середине семидесятых годов прошлого века, воспитан на «нужных» книжках и фильмах, как пел в «Балладе о борьбе» Владимир Высоцкий. Его деды и дядьки прошли горнило Великой Отечественной войны, а отец мальчишкой трудился в тылу на колхозных полях. Было с кого брать пример!
Миронов осенью 1999 года, будучи единственным офицером на момент доукомплектования батареи личным составом, не бросил девятнадцатилетних пацанов совей батареи, когда можно было отказаться и не ехать в Чечню. Он поехал исполнять воинский долг и стал действительно старшим товарищем и «отцом-командиром». Нет, не «Дениской-взводным», а товарищем лейтенантом с большой буквы!
Лейтенант за несколько месяцев на Кавказе прошёл суровую школу жизни, уготовленную ему судьбой, которая его закалила и сделала сильнее. В последствии он не раз сталкивался с несправедливостью и отвратительным отношением военных и гражданских чиновников, иного разношёрстного окружения, где ему не раз говорили: «Я же тебя туда не посылал? Что ты хочешь?». Но это всё будет потом и Миронов из этих ситуаций всегда будет выходить победителем с высоко поднятой головой.
Сейчас в рассказе наш герой служит на Кавказе согласно присяге и велению совести. Служит потому, что так было надо – нужно для Родины, а не для отдельных чиновников, нужно для мальчишек-солдат, которые были в подчинении, которых дома ждали матери!
По понятным причинам в рассказе все имена и фамилии изменены, а описываемые события несколько приукрашены. Поверьте, читать сухую и суровую «окопную» правду было бы несколько скучно и нудно, да и не всегда интересно.
В публикуемом на канале отрывке до сих пор лейтенант Миронов был на втором плане. Его взвод появляется в первой части отрывка в сложных условиях: стрелять нужно ночью в горно-лесистой местности, при этом у него неполный боекомплект для трёх 82-х батальонных миномётов и отсутствие подсветок для их оптических прицелов, старенькая с садящимся аккумулятором и без штатного радиста радиостанция Р-159 и масса других трудностей.
К примеру, как сложно стрелять из такой вот, казалось бы, простой мортиры с практически не обученными артиллерийскому делу вновь прибывшими контрактниками – «контрабасами», как их называли. Взрослые мужики отлично годы в пехоту, а вот наводчики или командиры орудий из них были никудышние – учить нужно. Премудростям и слаженности боевой работы нужно учить не один день. Наводчиков и командиров миномётов из солдат срочной службы, которые в тот период служили по два года, по шесть месяцев перед направлением в войска учили в учебных частях. Придя из учебок, они хотя бы понимали, что такое деление угломера и основное направление стрельбы, где в таблицах стрельбы найти значение прицела и могли сориентировать миномёт, произвести из него выстрел и разрядить орудие в случае невыхода мины из канала ствола при выстреле.
А чего стоило вгрызться за сутки 12 солдатам под командованием молодого лейтенанта в мёрзлый и очень твёрдый горный грунт – соорудить капониры для «подносов» и соединить их траншеей. Всё это делалось без инженерных окопных зарядов одними малыми сапёрными и несколькими совковыми лопатами, ломами. Вырыть яму, в которой обустроить лагерную солдатскую палатку – практически вкопать её на высоту двух метров, сплести из веток каркас-плетень, а в нишу между земляной стеной и материалом палатки набить найденного в копне сена. А ещё сверху сыплется снег – на дворе конец февраля – начало марта далёкого уже от нас 2000 года, ночью жутко холодно. Буржуйка в палатке еле греет, дрова все сырые, вместо воды – талый снег с брошенной в котелок с ним таблеткой антисептика-пантоцида.
Спать в палатке приходилось в спальном мешке, постеленном поверх уложенных на мёрзлую землю ОЗК. Днём же пригревало до пятнадцати градусов тепла и под ногами была каша из грязи.
Кто там был, тот поймёт и вспомнит, какие чудеса находчивости и изобретательности порой приходилось не раз проявлять, чтобы достойно не только жить, но и грамотно и успешно воевать!
Далее лейтенант Миронов появляется лишь в некоторых эпизодах – его миномётная стрельба в тяжелейших условиях грамотно отсекает боевиков, преследующих разведчиков, среди которых офицер-корректировщик из его батареи с позывным «Крот».
Стрелять в горах совсем не просто – для этого следует пройти специальную подготовку. Да какой там, всё приходилось делать как в 1941 году нашим дедам и прадедам – обучаться зачастую в бою. Слава богу, хоть были таблицы стрельбы из миномёта 2Б14 для горных условий. А вот дальномеров не было – всё пробовали ручками и на практический «глазок».
И это только один из немногих эпизодов из «военной жизни» нашего «пиджака». Ведь ключевым моментом было понять – интересны ли данные «Записки «пиджака» будут читателю!
Исходя из отзывов и комментариев, выросшего за месяц у канала количества подписчиков вижу – интересно! Чуть позже Миронов станет основной фигурой – повествование начнётся с самого начала его поездки на Кавказ и до возвращения в родную часть.
Поэтому, буду продолжать писать – а Вы, пожалуйста, читайте и комментируйте. Впереди вас ожидает масса интересных моментов их службы лейтенанта Миронова и его боевых товарищей на Кавказе, их переживаний и размышлений, боевой работы и иных можно так сказать приключений.
И может быть, иногда не судите автора слишком строго – всё исключительно для вас, дорогие и уважаемые читатели, подписчики и просто гости канала!
Начать читать "«Записки «пиджака»: нас отправили в ад – мы шагнули в бессмертие!» можно здесь.