Найти тему

Как мы перешли на семейное обучение в 11 классе и что в итоге стало с ЕГЭ

Расскажу про наш опыт перехода на семейное обучение (СО) в 11 классе. Причем не в начале 11 класса, а с декабря.

Процесс перехода на СО в 11 классе осложняется тем, что в этом классе нужно сдавать ЕГЭ, к которому нужно допуститься. Допуск к ЕГЭ состоит из двух условий:

1. Должно быть сдано итоговое сочинение (вся страна сдает в конкретный день в декабре). Там зачет или не зачет, без оценки. Если незачет, то можно пересдать 1 раз в феврале. Мы его написали в нашей текущей школе перед переходом на СО и уже на СО узнали, что получен «зачет».

2. Должна быть получена промежуточная аттестация (ПА) по предметам 11 класса. На самом деле, где-то читал, что не обязательно по всем предметам, а только по некоторым основным можно пройти ПА, чтобы получить аттестат о среднем образовании, а остальные предметы «по желанию», но так и не нашел каких-то официальных документов, законов, приказов, на которые можно сослаться. Поэтому мы прошли аттестацию по всем предметам (14 штук в итоге).

Еще нужно прикрепиться к школе для прохождения ЕГЭ. В школе, в комитете, везде настаивают на том, что прикрепиться нужно до 1 февраля. Но на самом деле «при наличии уважительных причин» возможно закрепиться и после 1 февраля но не позднее чем за 2 недели до начала экзамена.

После 1 февраля заявление на участие в ЕГЭ принимается по решению государственной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации только при наличии у заявителя уважительных причин (болезни или иных обстоятельств, подтвержденных документально) и не позднее, чем за две недели до начала экзаменов.

Поэтому, конечно, желательно успеть все до 1 февраля, но и после 1 февраля ничего еще не пропало — нужна уважительная причина и вас должны прикрепить.

С нашей школой, в которой мы учились на тот момент, мы не хотели иметь никаких дел больше, поэтому мы решили прикрепиться на ЕГЭ в другую школу. Также нашей основной задачей было без нервотрепки подготовиться к ЕГЭ по целевым предметам, по которым дальше будет поступление в ВУЗ, а остальные предметы просто как-нибудь сдать. Поэтому мы решили сдавать ПА дистанционно, благо есть специализированные центры, которые позволяют подготовиться и сдать ПА онлайн. Обратились за этим в один подобный центр, который называется «Хочу учиться». Они обещали помочь со всем, но нужно сначала нам договориться с какой-нибудь школой в нашем городе, что она нас возьмет на ЕГЭ со справкой о прохождении ПА от школы-партнера «Хочу учиться». Этим мы и занялись в начале декабря.

Пошли к директору одной из государственных школ нашего города рассказывать о нашей ситуации. В целом, они не против нас взять как учеников на СО, но то что мы ПА будем проходить в одном месте, а у них будем только ЕГЭ и они при этом потом будут нам выдавать свой аттестат — это у них в голове не укладывалось. Но есть приказ о порядке выдаче аттестатов, где сказано, что аттестат выдает школа, которая проводит ЕГЭ на основании оценок, которые выставлены в ПА любой аккредитованной организацией:

«Выпускникам, освоившим основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования в формах семейного образования, самообразования либо обучавшимся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, прошедшим экстерном государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования и получившим удовлетворительные результаты, в аттестат выставляются отметки, полученные ими на промежуточной аттестации, проводимой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по всем учебным предметам инвариантной части базисного учебного плана.»

Сначала со стороны школы были мягкие отказы вида «лучше бы вам доучиться там где вы сейчас», так как им это все в новинку, не хочется ничем таким заниматься. Но спустя несколько встреч с директором, после предложения дать нам письменный отказ, в итоге директор школы отправил нас в комитет образования города, сказав, что в любом случае эти вопросы решает комитет.

В комитете нам сказали, что конечно мы можем перейти на СО и в принципе нет никаких проблем, чтобы сдавать ПА в одном месте, а ЕГЭ в другом. Вообще, если покопаться в нашем законе об образовании, то там нет никаких проблем, чтобы хоть каждый отдельный предмет сдавать в разных школах. Ведь семейное образование — это обучение ВНЕ ШКОЛЫ. Школа — лишь «наемный работник», уполномоченный государством предоставлять площадку для промежуточных и итоговых аттестаций. Все остальное — в руках родителей.

Написав уведомление в комитете о переходе на СО и получив добро на то, чтобы потом с ПА из одной школы (московской школы, а мы из регионов), сдавать ЕГЭ в другой школе (школе нашего региона), мы обратились в «Хочу учиться» за тем, чтобы начать проходить у них ПА. Также с копией уведомления о переходе на СО мы пошли в нашу текущую школу забирать документы. По слухам, там могли попросить справку из той школы, в которую мы переходим, о том, что она нас берет, но нас не попросили. А если бы попросили, то нам бы очередной раз пришлось объяснять, что СО — это обучение вне школы и пришлось бы требовать письменный отказ, с которым мы бы пошли в комитет, но обошлось без этого. Хотя в любом случае из «Хочу учиться» приходит такая справка после зачисления, но у нас ее пока не было.

Забрав документы, мы начали проходить ПА. ПА несложные в виде тестов, все были пройдены на «отлично» и «хорошо». Мы начали в середине декабря и неспешно проходили их где-то до середины января (думаю, если делать это спешно, то можно сдать все куда быстрее). Хотя в комитете нам сказали, что обязательно нужно ПА до 1 февраля, потому что без ПА нас не закрепят в школу для прохождения ЕГЭ. Скорее всего, это был очередной блеф и желание настроить нам лишних проблем, чтобы мы проходили ЕГЭ где-нибудь в другом месте. Потому что если даже логически посудить, обычные школьники тоже не имеют ПА вплоть до ЕГЭ, и с этим нет никаких проблем. То есть закрепить нас обязаны, но вот если до ЕГЭ мы не предоставим ПА, то нас не допустят. Но у нас не было никаких проблем с тем, чтобы предоставить ПА до 1 февраля.

Через несколько дней после прохождения ПА, «Хочу учиться» предоставили нам электронную копию справки о том, что у нас «пройдена промежуточная аттестация за полный курс 11 класса». Мы ее отнесли в комитет, где нам снова начали строить проблемы, что «вообще мы думали, что вы будете сдавать ЕГЭ там же, где вы сдавали ПА». Вообще, как можно было понять, на всем путь постоянно вас будут пытаться отфутболить. Мы не скандалили, просто просили если что, ссылки на документы, в соответствии с которыми идет отказ и письменный отказ. Сотрудник комитета сказал, что нужно это уточнить, куда-то позвонил и затем сказал, что мы все-таки можем закрепиться в школу. Отвезли копию ПА в школу и теперь мы закреплены, с пройденной ПА и теперь нас ждет только ЕГЭ.

Но не тут то было. Чем-то же нужно заниматься завучам в школах. Сначала нам позвонили и сказали, что у нас в ПА алгебра и геометрия, а у них по школьной программе математика. Поэтому нам нужно либо у них пройти математику, либо принести ПА по математике отдельно. Благо, у «Хочу учиться» не было проблем с тем, чтобы прислать справку, где математика выставлена как среднее арифметическое от алгебры и геометрии. Хотя, конечно, это тоже было не обязательно, так как выдача аттестата происходит на основании ПА, а не на основании учебного плана. Впрочем, нам без разницы, математика там или алгебра с геометрией будет в аттестате.

Затем чуть позже нам снова звонил завуч и говорил, что нам нужно прийти на пробный ЕГЭ по математике. Сначала это подавалось как нечто обязательное, но в ходе разговора выяснилось, что нет. Ведь мы выполнили все условия допуска к ЕГЭ и в их школе мы сдаем исключительно ЕГЭ, к промежуточным аттестациям она не имеет никакого отношения. В итоге завуч сказал, приходите, если хотите, потренируетесь ЕГЭ писать. Мы бы в общем-то и не против сходить потренироваться, но веры школе нет и нет уверенность в том, что потом результаты этого пробника не будут использованы против нас, например, для того, чтобы занизить оценку в аттестате.

Ну затем мы готовились к ЕГЭ и следующий раз наша встреча со школой была только на ЕГЭ

ЕГЭ был сдан успешно, спасибо репетиторам. В нашей городской школе, к которой мы были прикреплены, нам выдали аттестат, в котором были оценки из ПА, которую мы получили в другой школе. Впрочем, школа до последнего пыталась нам что-нибудь да подпортить. До последнего тянули с выдачей аттестата, пытались занизить оценки, хотели взять по среднему арифметическому четвертные оценки из школы до перехода на СО и оценки из ПА, но этого у них также не вышло, так как закон непреклонен — в аттестат выставляются оценки из ПА. Мы изначально решили стоять на своем до конца и в итоге они все выдали в том виде, в котором обязаны.

В общем, главное к чему нужно быть готовым — к денежным затратам на ПА и репетиторов для подготовки. Все остальное решаемо. Главное не забывать, что мы, налогоплательщики, являемся заказчиками образования. Мы ничего не должны школе с того момента, когда мы перешли на СО, потому что обучение на СО — это обучение вне школы. Школа нам должна все, что нам понадобится для сдачи ПА и ЕГЭ. Причем ЛЮБАЯ школа, так как по закону об образовании, родитель выбирает форму образования и школу. В теории, единственным поводом для отказа может быть отсутствие мест, то есть попросту не достаточно столов и стульев в помещениях. Но на СО мы зачисляемся не как ученик, а как экстерн, то есть нам не нужно место в классе и в нашем случае даже отсутствие мест не может быть поводом для отказа.

Некоторые советы:

  • Не надо скандалить и повышать голос ни с кем. На любые отказы просите письменный отказ. Это обычно сразу меняет ход дискуссии.
  • Если у вас совсем не строится диалог с тем или иным чиновником, перед письменным отказом или в дополнение к нему, просите поговорить с «начальником». В разговоре с завучем просите директора, в разговоре с директором просите номер комитета образования города, в комитете просите председателя комитета, у председателя просите номер областного комитета и т. д. Нам дальше городского комитета дойти не пришлось. Даже с председателем не виделись.
  • Помните, что у нас в стране очень неплохой закон об образовании на самом деле и он полностью на стороне родителей. Просто сотрудники школ и комитетов сами ничего не читали, никаких законов, приказов и т. д. Если от них поступают какие-то конкретные аргументы, то требуйте ссылки на законы, документы и т. д. В 99% случаев на этом аргументы рушатся, но в очень редком случае вам будет ссылка на какой-нибудь внутренний школьный документ. Если внутренний школьный документ противоречит закону, то это повод обратиться в комитет. Там они будут обязаны урезонить эту школу или предоставить вам другую школу. Ну и сами читайте закон об образовании, не ленитесь искать информацию, в интернете все есть.

PS

Дело было еще в 2019 году, этот текст публиковался на одном форуме, но там его посчитали рекламой и отцензурировали везде название центра, в котором мы проходили промежуточную аттестацию. И теперь там постоянно спрашивают, где именно эта промежуточная аттестация проходилась. Вот и решил опубликовать этот текст здесь без цензуры и без купюр, как говорится. Ну и еще немного дополнил.