Можно с грустью сказать, что закат эры знаменитых парусников - «винджаммеров» был ознаменован трагической гибелью четырехмачтового барка «Памир» 22 сентября 1957года.
«Винджаммеры» - парусники со стальным корпусом и стальными мачтами удачно сочетали в себе качества парусного и грузового судна. Они имели гораздо большую по сравнению с клиперами грузоподъемность и неплохую скорость. Даже в самый жестокий шторм мачты и корпус этого типа судов успешно противостояли порывам ветра и ударам волн.
Барк «Памир» шел с грузом зерна из Буэнос-Айреса в Гамбург. На борту парусника было 86 человек, большинство из них были курсанты морских училищ, которые проходили морскую практику на этом паруснике.
Шторм, который поначалу не предвещал серьезной опасности для прошедшего множество испытаний в море судна, внезапно перерос в настоящий ураган. Крен достиг 30-40 градусов, барк практически положило на борт, груз сместился и «Памир» затонул.
Перед этим судно успело дать сигнал «SOS». Прибывшим на место крушения судам удалось обнаружить только три шлюпки. В одной шлюпки моряки обнаружили пятерых изможденных моряков с «Памира», во второй – еще одного. Третья лодка оказалась пустой…
Из 86 человек – членов экипажа и курсантов спастись удалось только шестерым…
Пятерых спасенных моряков из первой шлюпки доставили в Касабланку, откуда самолетом их отправили в Франкфурт-на-Майне.
В 2005 году немецкий режиссер Каспар Хайдельбах снял художественный фильм об этой катастрофе: «Der Untergang der Pamir» («Гибель «Памира»).
Фильм был снят на борту российского барка «Седов», занесенного в 1989 году в книгу Рекордов Гиннеса как самый большой учебный парусник в мире. Для съёмок белый корпус «Седова» перекрасили в черный, потому что все парусники немецкой судоходной компании под флагом которой ходил и «Памир», имели свои цвета: корпус выше ватерлинии был окрашен в черный цвет, ватерлиния и фальшборт - в белый, подводная часть корпуса - в красный цвет, а мачты - в желтый.
Интересный факт, что в съемках не использовали так называемый sistership, (суда одной серии) «Памира» - барк «Крузенштерн», а снимали барк «Седов».
До наших дней сохранилось всего четыре барка из знаменитой серии «Flying P Liner». Один из них, бывшая «Падуя», а ныне «Крузенштерн» под Российским флагом, до сих пор ходит в море, с большим успехом участвует в международных регатах и на нем проходят практику курсанты мореходных училищ.
Остальные три используются в качестве плавучих музеев. В столице Аландских островов – Мариенхамне стоит барк «Pommern», в Нью-Йорке - «Peking», в немецком Травемюнде - «Passat».
Листаем галерею:
Читаем на канале: