Найти в Дзене
Эхо войн ХХ века

Один из первых бронепоездов мира. Французкий Canon de 19 Modele 1870/93

Ни одна военная держава Первой мировой войны (1914-1918 гг.) не вкладывала в бронепоезды столько средств, сколько французы. Такое оружие оказалось особенно важным, когда текучая война увязла в бездорожье, известном как "окопная война". Чтобы выбить упорного противника из его плацдармов, существующие крупнокалиберные орудия, обычно взятые с позиций береговой обороны или с военных кораблей. Были установлены на специально разработанные железнодорожные вагоны. Данная конструкция обеспечивала некоторую относительную мобильность и броневую защиту, стала единственным средством использования тяжелой артиллерии в армии без использования вспомогательных повозок и вьючных животных.

Фото: Canon de 19 Modele 1870/93. Взято из открытого источника.
Фото: Canon de 19 Modele 1870/93. Взято из открытого источника.

Отчаянно нуждаясь в тяжелой артиллерии, французская армия призывала к внедрению существующих орудий очень большого калибра (более 155 мм), чтобы служить в роли наземной "мобильной" артиллерии. Французы нашли подходящий вариант "Canon de 19C Modele 1870/93". Эти пушки были введены еще в 1893 году и первоначально разрабатывались для береговых укреплений, защиты французских берегов. Орудия были нарезными, также имели закаленную стальную гильзу, усиленную железными кольцами. Кроме того, эти пушки обладали современным методом заряжания с казенной части (конструкция де Банге) в отличие от дульной и могли стрелять 194-мм снарядом (отдельно заряжаемым мешочным зарядом), поддерживаемым механизмом отдачи, каждые две минуты на дальность 18 километров.

Фото: Canon de 19 Modele 1870/93. Взято из открытого источника.
Фото: Canon de 19 Modele 1870/93. Взято из открытого источника.

В 1915 году двадцать шесть пушек были выделены властями для переоборудования в железнодорожные орудия. Большая поперечная башня (покрытая стальным покрытием) была разработана для удержания и поворота этих массивных орудий, и все это было установлено на бронированном четырехосном железнодорожном вагоне производства концерна Schneider. Конечным результатом стала конструкция весом 65 тонн, имеющая длину 14,6 метра. Башня допускала полный поворот на 360 градусов, а также перепад высот от -10 до +40 градусов. Орудия достигали скорострельности в два выстрела в минуту, выпускали свои снаряды со скоростью 640 метров в секунду.

Фото: Canon de 19 Modele 1870/93. Взято из открытого источника.
Фото: Canon de 19 Modele 1870/93. Взято из открытого источника.

За секцией бронированного железнодорожного вагона с пушкой находился сопровождающий артиллерийский вагон, который был также бронирован (хотя, как и вагон с пушкой, имел защиту только от огня стрелкового оружия и осколков снарядов).

Фото: Canon de 19 Modele 1870/93. Взято из открытого источника.
Фото: Canon de 19 Modele 1870/93. Взято из открытого источника.

Какими бы тяжелыми и громоздкими ни были эти системы и, кроме того, ограниченными существующей французской железнодорожной сетью, они соответствовали требованиям в то время, когда самолеты и стандартная армейская артиллерия не имели возможности доставлять большие военные грузы на большие расстояния. Первые образцы были предоставлены боевым силам Франции в апреле 1915 года и, несмотря на присущие им ограничения, были успешно приняты и действовали до конца войны (1918 г.). Со своей стороны, они стали первыми специально построенными, серийно изготовленными железнодорожными пушками войны и показали французскую преданность этому типу оружия (Британия последует позже).

Фото: Canon de 19 Modele 1870/93. Взято из открытого источника.
Фото: Canon de 19 Modele 1870/93. Взято из открытого источника.

Удивительно, но эти системы оставались в рабочем состоянии в период Второй мировой войны (1939-1945), когда большие пушки снова стали востребованы во время обороны Франции. Однако, когда Франция была разбита в мае-июне 1940 года, существующий запас перешел к немцам в конечном итоге к итальянцам. Первые переработали орудия для использования в качестве береговой обороны, а вторые продолжили их использование в качестве оружия для бронепоездов с некоторыми местными модификациями, внесенными в соответствии с требованиями поля боя.

Фото: Canon de 19 Modele 1870/93. Взято из открытого источника.
Фото: Canon de 19 Modele 1870/93. Взято из открытого источника.

Ставьте ЛАЙК. Подписывайтесь на канал! Будет ещё много интересного.