Факт 37. Абай написал три поэмы, одна из которых – незаконченная
Особое место в творчестве поэта занимают поэмы «Масгуд», «Искандер» и «Сказание об Азиме», в которых отражено особое отношение Абая к древней культуре. Поэма «Искандер» посвящена Александру Македонскому, где Абай не идеализирует римского полководца, а показывает его алчным завоевателем, чрезмерно честолюбивым и кровожадным человеком.
Как писала исследователь творчества Абая, филолог, литературовед, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент НАН РК, заслуженный деятель науки РК, лауреат премии им. Ч. Ч. Валиханова Шамшиябану Сатпаева, «произведение Абая отличается оригинальностью в трактов образа центрального героя, синтезом в нем черт национальной, восточной, русской и западноевропейской культур, сочетанием исторической правды с современным взглядом на историю. В системе восточных поэм «Искандер» Абая стал новым художественным явлением, которое внесло свежую струю в трактовку традиционной на Востоке темы».
«Масгуд» - поэма, где Абай изложил свою мысль о необходимости приобретения знаний. В поэме «Масгут», написанной по восточным мотивам, Абай Кунанбаев критически переосмысливает традиционную сказочную тему о халифе и его мудром визире. Содержание её таково: над Багдадом прошел зловредный Дождь, люди пили дождевую воду и сходили с ума. Они потрясали дворец неистовым воплем, невозможно было удержать ярость безумных людей. И правители города решили: «За разумность хотят нас глупцы убить. Так не лучше ль ума лишиться, чтоб жить?» Вместе с неразумной толпой они испивают чашу воды и лишаются разума. Поэт показывает, какой жалкой оказывается власть халифа и мудрость визиря перед стихией обезумевшей толпы. С болью в сердце, с тревогой в душе пишет Абай о болезни своего времени — пагубной, разрушительной силе невежества и глупости.
В творчестве Абая есть незаконченная поэма - «Сказание об Азиме» («Әзім әңгімесі»). В основу положена одна из сказок «Тысячи и одной ночи». Это поучительна история приключений молодого ремесленника-ювелира, едва лишившегося жизни из-за своей доверчивости и любопытства. В «Сказании об Азиме» необычайной убедительности Абай достигает, соединяя фантастику и реальность.
Как пишет Шамшиябану Сатпаева, «при чтении поэмы бросается в глаза её близость к фольклору, обнаруживаемая в назидательности, поучительности. Начало сказки в поэме изменено, оно приближено к мировосприятию новых читателей или слушателей. Делёж наследства, деньги в наследство, покупка на деньги лавки и т. д. — всё это не было свойственно образу жизни казахов, поскольку в степи были слабо развиты товарно-денежные отношения.
В поэме у братьев рано умер отец и им достался тяжкий удел, но каждый из них овладел ремеслом: один стал художником, другой умел «вить цветные узоры». В самой арабской сказке «Тысяча и одна ночь» отсутствует описание воспитания Хасана, имя которого у казахов связано с искателем обетованной земли, а в поэме Абая говорится, что Азим «премудрость школьную быстро постиг», «постоянно вникал он в отцовы дела и преемником стал его ремесла». Сказочный герой в поэме написан реалистично, это доверчивый, неискушенный, быстро забывающий зло человек».
Взяв за основу арабскую сказку, Абай Кунанбаев в поэме «Азим» создал образ пытливого, смелого, любознательного, трудолюбивого юноши в духе своего времени. Если раньше в восточных поэмах герой отправлялся в неведомые дали на поиски возлюбленной, то в «Азиме» этот традиционный мотив несколько нарушен. Несмотря на предостережение матери, Азим идет за магом-стариком, его увлекает тайна алхимика, тайна удивительных превращений, иными словами, жажда знаний, желание проникнуть в тайны явлений. Поэт показывает своего героя находчивым и искусным. Трудолюбие, сообразительность, умение встать на защиту своего человеческого достоинства, чести против сил зла — это черты характера героя, которые поэт хотел бы видеть в своих современниках.
«Поклонник критического разума, просвещенный рационалист, пламенный борец за культуру народа и трагический одиночка среди ханжей, стяжателей и среди косных седобородых старшин-феодалов, Абай был незаурядным явлением своей эпохи не только в истории казахского народа, но и в истории всего Ближнего Востока», — писал классик казахской литературы Мухтар Ауэзов.
Источник фото: https://bonart.kz/