Найти тему

Патриархальный дарквейв, рожденный в СССР

РУССКО-АБИССИНСКИЙ ОРКЕСТР «Bardo»

Борис Борисович не так прост и одномерен, как может показаться непосвященным. Какой Борис Борисович? Гребенщиков, разумеется. Он уж точно относится к числу выдающихся деятелей независимого искусства, которых можно указывать только по имени отчеству и после высокомерно добавлять: «А фамилия его слишком известна, чтобы ее называть!». И, что важно, всем сразу понятно, о ком речь. Можно, кстати, и вовсе ограничиться лишь парой букв: «БГ». На них у Бориса Борисовича тоже законное право собственности.

Борис Борисович собственной персоной. Фото из общедоступных источников.
Борис Борисович собственной персоной. Фото из общедоступных источников.

Чем же так известен БГ? Нет, не только «Городом Золотым», «Гарсоном №2», «Поездом в огне» и прочими всенародно обожаемыми шедеврами. Наряду с пресловутым титулом «Патриарх Русского Рока» господин БГ без лишних преувеличений может быть назван родоначальником советского (и впоследствии российского) дарквейва, а также прочего экспериментаторства не от мира сего.

Позвольте, какой дарквейв, если Борис Борисович всегда тянулся к свету? Тогда уж впору говорить о «лайтвейве»… Так-то оно так. Вот только слушая альбом «Bardo» РУССКО-АБИССИНСКОГО ОРКЕСТРА неизменно ловишь себя на мысли, что находишься где-то между средним периодом творчества немецкой формации SOPOR AETERNUS & THE ENSEMBLE OF SHADOWS (как видите, без оркестра там тоже не обошлось) и композициями отечественного эйфорийно-шизофренического образования DVAR. Иными словами, ловишь некое пограничное состояние между кромешной тьмой и ярким светом. Между внятной человеческой речью и звуками, извлекаемыми потусторонними существами. Между глубокой трагедией и полнейшим безумием.

Обложка альбома "Bardo", изданного на CD. Изображение из общедоступных источников.
Обложка альбома "Bardo", изданного на CD. Изображение из общедоступных источников.

Впрочем, Борис Борисович – он хоть и одарённый недюжинными талантами откуда-то свыше, но всё же человек. А потому земными демонами тоже обуреваем и терзаем. Хотя бы тем же Демоном Алкоголем, упоминаемым в одной из песен его основной группы АКВАРИУМ. Словом, борьба противоположностей и прочие баталии, происходящие в одной отдельно взятой человеческой единице, ему тоже не чужды. Вот и сами решайте: дарк это или все-таки лайт?!

Что примечательно, основа для альбома «Bardo» была заложена тогда, когда ни проекта SOPOR AETERNUS, ни тем более DVAR даже в проектах не было (пардон за каламбур и тавтологию). Хотя, не совсем так. В том же 1989 году, когда РУССКО-АБИССИНСКИЙ ОРКЕСТР сделал первые шаги на этом свете, SOPOR AETERNUS & THE ENSEMBLE OF SHADOWS тоже существовал, но в зачаточном состоянии. В зачаточном настолько, что только одно лишь существо по имени Анна Варни Кантодеа знало о грядущем появлении этого плода на свет. Точнее, во тьму.

Анна и Борис. . Фото из общедоступных источников.
Анна и Борис. . Фото из общедоступных источников.

Тем временем в дышащем на ладан Советском Союзе неуемное творческое воображение Бориса Борисовича было занято примерно тем же. Причем, импульсом к вынашиванию очередного экспериментального детища послужило предложение кинорежиссера Сергея Дебижева о написании музыки к новому фильму «Золотой сон». Только вот какой именно должна быть эта самая музыка (ну или хотя бы примерно), Сергей не уточнил, предоставив Борису полный карт-бланш.

Результатом полной творческой свободы и раскованности стал, как нетрудно догадаться, альбом «Bardo» в исполнении РУССКО-АБИССИНСКОГО ОРКЕСТРА. Первая часть этого творения была завершена в том же 1989-ом, а вторая – в начале 1990-го. Правда, официальный релиз состоялся лишь в 1997-ом году, когда автор наконец-то осмелился предоставить на всеобщее обозрение (точнее, на всеуслышание) сие нетривиальное нечто.

Задняя часть обложки альбома "Bardo", изданного на CD. Изображение из общедоступных источников.
Задняя часть обложки альбома "Bardo", изданного на CD. Изображение из общедоступных источников.

РУССКО-АБИССИНСКИЙ ОРКЕСТР – это выдуманный абстрактный коллектив, но имеющий вполне конкретную историю. Последняя говорит о том, что в данном сообществе нет ни единого живого человека (?!). Голоса его создателей твердят про некий «полумонашеский состав, реализующий духовную музыку не самого известного плана», которая транслируется напрямую из мира снов и духов.

Тексты ОРКЕСТРА, как заверяет уполномоченный посредник (т.е. сам Борис Борисович) между двумя мирами, смысл определенный имеют, но на язык человеческий не переводятся. Единственная тайна, которую он раскрыл, состоит в следующем: тексты имеют «прямое отношение к миру, определяющему жизнь той страны, в которой мы сейчас живём». И как раз по этой причине неизвестные сущности родом из потустороннего мира решили-таки выйти на связь с миром этим.

Обложка альбома "Bardo", изданного на аудиокассете. Изображение из общедоступных источников.
Обложка альбома "Bardo", изданного на аудиокассете. Изображение из общедоступных источников.

Впрочем, не такие уж эти создания неизвестные. В титрах к фильму «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви», а также в буклете официально вышедшего одноименного саундтрека на вполне себе человеческом языке озвучены имена двух сущностей: «Народную русско-абиссинскую музыку исполняет «Русско-абиссинский невидимый оркестр» под управлением Максима — с — клещами по прозвищу «04» и Непонятного». Ну вот, теперь все стало немного яснее, правда же.

Далее сделаем небольшое, но весьма любопытное и отчасти необходимое отступление в сторону творчества упомянутого ранее проекта DVAR, который проявлял творческую активность в период с 1995 по 2012 годы и который принято относить сразу к двум жанрам: дарквейв и лайтвейв. Итак, проект полностью анонимный, но про сочиняемые им тесты песен известно следующее: исполняются они на полностью вымышленном языке. При этом пишут их не участники группы, а некая Сущность по имени Dvar. Ничего не напоминает? Нет? Ну, значит, показалось!

DVAR vs РУССКО-АБИССИНСКИЙ ОРКЕСТР - преемственность налицо? Изображение из общедоступных источников.
DVAR vs РУССКО-АБИССИНСКИЙ ОРКЕСТР - преемственность налицо? Изображение из общедоступных источников.

Визуальные переплетения между РУССКО-АБИССИНСКИМ ОРКЕСТРОМ, SOPOR AETERNUS & THE ENSEMBLE OF SHADOWS и DVAR в определенных аспектах тоже можно поискать. Порой получаются весьма занятные открытия. Но лучше все же оторваться от этого занятия хотя бы для того, чтобы внимательно прослушать творение под названием «Bardo» от начала и до самого последнего звука.

P.S.

Если вы интересуетесь совершенно иной стороной творчества Бориса Борисовича, то РУССКО-АБИССИНСКИЙ ОРКЕСТР – это всего лишь одна из граней огромного мира экспериментов, которые в разное время имели место. Так, например, буддийско-изотерические искания БГ можно услышать на альбомах, созданных совместно с философом и «городским шаманом» Габриеллой Рот при поддержке музыкального коллектива THE MIRRORS. Речь идет про альбомы «Прибежище» и «Переправа». Последний, кстати говоря, является своеобразным ремиксом на «Bardo».

Альбом "Переправа". Изображение из общедоступных источников.
Альбом "Переправа". Изображение из общедоступных источников.

Хотите еще? Тогда обратите внимание на такие релизы, как «Безумные соловьи русского-леса» в соавторстве с Сергеем Курёхиным, а также Борис Гребенщиков и DEADУШКИ. Первое творение выполнено в некой причудливой смеси эмбиента и авангарда. Причем во время записи инструментов Борис совершенно не слышал орган Сергея, а Сергей, соответственно, гитару Бориса.

Второй релиз, который с DEADушками, представляет собой современное электронно-индустриальное прочтение хитов АКВАРИУМА 1980-х годов, которые создавались в период увлечения творчеством ULTRAVOX, HUMAN LEAGUE, OMD и им подобных, но в те далекие советские времена просто не могли быть записаны в аналогичном ключе. Условия новой России и открывшегося мира это, наконец, позволили. Что любопытно, сведением альбома занимался Пол Кендалл, работавший также с NINE INCH NAILS, DEPECHE MODE, ERASURE, а также Ником Кейвом.

Совместное творчество с Сергеем Курёхиным и DEADушками
Совместное творчество с Сергеем Курёхиным и DEADушками

Кроме этого наряду с ОРКЕСТРОМ в режиме инкогнито и тоже при непосредственном участии БГ был создан КВАРТЕТ АННЫ КАРЕНИНОЙ, выпустивший один-единственный альбом «Задушевные песни». Но зато какой! Новый музыкальный эффект, получаемый при игре на электрогитаре смычком, а также звук синтезатора АРП, подаренного Крисом Стайном из BLONDIE, сделали свое уникальное дело. К слову, для альбома было отобрано несколько композиций, которые были записаны еще во время сессий альбома «Bardo», но в таковой не вошли: «Лошадь, как твоё имя?» и «Капитан Воронин встречает гигантского муравья».

Впрочем, в творчестве группы АКВАРИУМ экспериментальных (правда, не настолько!) вещей тоже присутствует немало. Например, «Кладбище» и «Скорбец». Да и песня «Нежный вампир», исполненная совместно с Вячеславом Бутусовым и вошедшая в последний, предсмертный альбом НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА, тоже вполне заслуживает, чтобы быть услышанной как можно большим числом эстетствующих и прогрессивно мыслящих меломанов.

БГ в клипах "Скорбец" и "Нежный вампир". Кадры из общедоступных источников.
БГ в клипах "Скорбец" и "Нежный вампир". Кадры из общедоступных источников.