Найти в Дзене
Historic Dzen

85 лет назад был построен прототип самолета, который помог спасти Британию от Гитлера

Истребитель Hawker Hurricane не был более современным, более быстрым или, возможно, лучше вооруженным, чем более известный Supermarine Spitfire. Тем не менее ураганы, покрытые брезентом, сыграли важную роль в защите от немецких воздушных налетов в 1940-х годах, и их пилоты, вероятно, внесли наибольший вклад в победу в битве за Британию. Опытный образец самолета, который был создан, несмотря на первоначальное отсутствие интереса к командованию британских Королевских ВВС, впервые был запущен в воздух 6 ноября 1935 года.

Hawker Hurricane
Hawker Hurricane

Завод Hawker, принадлежащий известному авиаконструктору Первой мировой войны Томасу Сопвиту, изначально разработал свой униплан самостоятельно. В начале 1930-х годов в небе все еще правили очень маневренные бипланы с фиксированным шасси, и консервативные военные чиновники не особо заботились о новостях. Однако дизайнер Сидни Камм придерживался иного мнения, и благодаря поддержке фабрики он смог разработать машину, которая лучше соответствовала бы новой эпохе, несмотря на замкнутую позицию правительства.

Однако напряженная международная обстановка и успешные зарубежные проекты одномоторных истребителей (уже летавшие советский Поликарпов И-16 или недавно разработанный Messerschmitt Bf 109) заставили Министерство авиации передумать. Пытаясь быстро модернизировать RAF, осенью 1934 года чиновники заказали новый истребитель-моноплан на основе усилий Камма. По характеристикам практически точно соответствовал уже разработанный самолет, только пулеметов у машины Хокера изначально было всего четыре вместо требуемых восьми.

До сих пор безымянный самолет был построен в августе 1935 года, затем механики разобрали его, перевезли в аэропорт в Бруклендсе и собрали заново. После нескольких недель наземных испытаний, в ноябре 1935 года, опытный главный пилот Hawker Джордж Булман сел в кабину серебряной машины с типичной британской кокардой и обозначением K5083 и, впервые поднялся в воздух. Последовали следующие испытательные полеты, и вскоре стало ясно, что родился успешный истребитель.

Королевские ВВС заказали производство своего первого современного концептуального истребителя в июне 1936 года, а месяц спустя - короля Эдуарда VIII. официально окрестили Hurricane. Первые ураганы были включены в вооружение Королевских ВВС в декабре 1937 года, примерно на год раньше, чем самые известные спитфайры. С другой стороны, хотя они и отставали в производительности, более традиционный дизайн Hawker Huricane предлагал ряд преимуществ. Производство было намного проще и быстрее, что было большим плюсом в предстоящей войне.

Перед началом Битвы за Британию в составе ВВС Великобритании было 29 эскадрилий ураганов и только 19 эскадрилий «Спитфайров». Кроме того, «Харрикейны» сильно пострадали, избежав многих столкновений из-за того, что их брезентовое покрытие просто безвредно пролетело сквозь гранату немецкого истребителя, а не взорвалось. А когда машина была повреждена, ее было несложно отремонтировать, две трети разбившихся или ураганов возвращались в воздух.

Ураганы и спитфайры достойно дополняли друг друга во время битвы за Британию - в то время как спитфайры боролись в основном с быстрыми и маневренными Messerschmitt Bf 109, ураганы уничтожали бомбардировщики. Благодаря этому во время Битвы за Британию «Ураган Хокери» сбил больше самолетов противника, чем спитфайр, соотношение было примерно три к двум в пользу истребителей, покрытых парусиной. Однако по мере того, как война прогрессировала и увеличивалось количество пожаров, ураганы постепенно уходили с линии фронта.

Однако они хорошо зарекомендовали себя на менее открытых полях сражений, например, самый успешный пилот ураганов Мармадьюк Паттл одержал на этой машине 35 побед в 1941 году в Греции. Ураганы также летали в Африке и Бирме, военно-морской вариант Sea Hurricane затем служил на авианосцах. Благодаря прочной конструкции ураганы также нашли применение в роли истребителей. К 1944 году их было выпущено в общей сложности 14 500 штук; помимо Британии они летали в ряде других стран, от Южной Америки до Африки и Азии.

Понравилась статья? Ставь лайк, подпишись на канал и поделись с другими!