«Я искренне считал, что римское дерби — самое великое противостояние в мире. Но так было до того, как я перешел в “Селтик” и испытал на себе дерби “Старой фирмы”. Даже если собрать все дерби мира в единое целое, они не будут равняться даже одной миллионной Old Firm». Именно так об этом противостоянии говорил итальянец Паоло Ди Канио, которому в середине 1990-х посчастливилось принять участие в очных встречах «Селтика» и «Глазго Рейнджерс».
«Будьте за “Селтик” из Глазго!
Встаньте и играйте!
Между штангами наших ворот стоит призрак.
Его имя — Джон Томсон».
Это песня болельщиков «Селтика», которую можно услышать на каждом матче клуба. В последних ее куплетах перечисляются все футболисты, которые в этот день вышли на поле в составе «кельтов», а заканчивается она громоподобным выкриком: «Мы ненавидим Сэма Инглиша!»
Ненависть «кельтов» к «джерс» стала необратимой в 1930 году, когда голкипер «Селтика» и сборной Шотландии Джон Томсон столкнулся в штрафной с форвардом «Глазго Рейнджерс» Сэмом Инглишем. С проломленным черепом вратарь был доставлен в больницу и умер, не приходя в сознание. В тот же день между фанатами произошла массовая драка, в результате которой был убит один человек. В другом сражении фаната зарезали ножом в сердце, в третьем — давка и драка на трибунах приняли настолько безумный характер, что от напора обрушился один из лестничных пролетов стадиона. Сотни болельщиков упали с высоты 12 метров на землю, 25 человек погибли…
Как видите, у этого дерби очень кровавая история. И в этом нет ничего удивительного, поскольку под покровом футбольных баталий скрываются весьма серьезные противоречия совершенно иного толка. Тут, например, замешано отношение шотландцев к мигрантам-ирландцам, поселившимся в Глазго во время Великого картофельного голода. По версии сторонников «Рейнджерс», ирландцы были по-доброму встречены местными жителями, но те с ходу принялись заводить свои порядки. Добавляет масла в огонь и религиозный подтекст противостояния. Львиная доля фанатов «Рейнджерс» — протестанты, «Селтика» — католики. Здесь все тоже предельно серьезно: знаменитого Алекса Фергюссона, который когда-то был игроком «Глазго Рейнджерс», изгнали из клуба за женитьбу на католичке.
Только один человек заслужил уважение обеих команд — легендарный Джок Стейн, который привел «кельтов» к победе в Кубке европейских чемпионов 1967 года. Он был убежденным протестантом и никогда не скрывал этого, но магия его тренерского дара, подкрепленная его отношением к миру и людям, взяли свое. Его искреннее полюбили по обе стороны баррикад «Старой фирмы».
Почему дерби «Старой фирмы»? Это тайна, утонувшая во мраке прошлого. Все началось слишком давно — в 1888 году, и даже старики уже не знают правды. Все, что нам остается, — довольствоваться версией историка Уильяма Мюррея, который утверждал, что «Старая фирма» обязана своим названием коммерческим доходам команд от встреч между собой, которые с самого начала были рекордными. Больше парней из Глазго в Шотландии на футболе никто не зарабатывает. Это актуально и по сей день.
Материалы по теме: