Найти в Дзене
Морозов Игорь

Тольятти. Технический музей (Часть 1)

Основной экспонат тольяттинского технического музея - подводная лодка Б-307. Вес лодки более четырех тысяч тонн, а длинна более девяноста метров. До Волги от места, где она стоит больше пяти километров. Как её вытаскивали на берег можно почитать ниже.

Тольятти. Технический музей Подводная лодка Б-307
Тольятти. Технический музей Подводная лодка Б-307

По левому борту в ней проделали дверь, что бы зайти внутрь. Но на тот момент этого было сделать нельзя

Тольятти. Технический музей Подводная лодка Б-307
Тольятти. Технический музей Подводная лодка Б-307

Вид с кормы

Тольятти. Технический музей Подводная лодка Б-307
Тольятти. Технический музей Подводная лодка Б-307

Еще с разных ракурсов

Тольятти. Технический музей Подводная лодка Б-307
Тольятти. Технический музей Подводная лодка Б-307

Детский стишок вспомнился по подводную лодку в степях Украины

Тольятти. Технический музей Подводная лодка Б-307
Тольятти. Технический музей Подводная лодка Б-307

На фоне АвтоВАЗа

Тольятти. Технический музей Подводная лодка Б-307
Тольятти. Технический музей Подводная лодка Б-307

Дальше информация отсюда:

Дизель-электрическая подводная лодка Б-307 была построена в 1979 году на заводе "Красное Сормово" по проекту 641Б (главный конструктор З.А. Дерибин). Подобные лодки строились с 1973-1982 гг. Длина: 91 метр, высота: 14 метров, вес - 2 000 т. Всего таких лодок на вооружении Военно-морского флота РФ было 18.«Б-307» - самая большая дизельная подводная лодка в составе Военно-морского флота Российской Федерации. Вооружение: 24 торпеды и 32 противолодочные мины. Время автономного плавания до 90 суток. Срок боевого дежурства «Б-307» в составе Краснознаменного Северного флота составил 22 года.В 2001 году субмарина была подготовлена к списанию и передаче техническому музею ОАО «Автоваз».

-7

Подготовка субмарины к транспортировке по внутренним водным путям проводилась на Кронштадтском морском заводе. Проведена конвертовка судна для обеспечения непотопляемости, лодка была тщательно загерметизирована,выгружен твердый(117 тонн) и жидкий (300 тонн) балласты, демонтировали ряд узлов, было установлено 8 понтонов для обеспечения требуемой осадки(3.25 м).Подготовка лодки к переходу из Кронштадта в Тольятти шла несколько месяцев.3 ноября 2003 года подводная лодка Б-307 с помощью двух толкачей ОТ-2443 и ОТ-2444 отправилась из Кронштадта в Тольятти. Весь путь составил 2246 км. На понтонах с помощью двух буксиров «Б-307» начала свой долгий путь в Тольятти из Финского залива по Неве. За одну ночь эшелон длиной около ста сорока метров прошел все восемь мостов Санкт-Петербурга. Столь же успешно эшелон прошел Ладожское,Онежское и Белое озера, Рыбинское водохранилище.

ПЛ Б-307 проходит Волго-Балтийский канал
ПЛ Б-307 проходит Волго-Балтийский канал
ПЛ Б-307 подходит к шлюзу на ВБК
ПЛ Б-307 подходит к шлюзу на ВБК
ПЛ Б-307 на Ладожском озере
ПЛ Б-307 на Ладожском озере

Перед транспортировкой по суше подлодки пришлось перезимовать.
16 января 2004 года, пасмурная погода, метет снег. После ряда неудачных попыток и в связи с упущенным временем, было принято решение вытащить на берег хотя бы сани волокуши.

-11

Первая зимовка подводной лодки, купленной АвтоВазом, для Тольяттинского Технического музея

-12

Самым сложным этапом стал вывод подводной лодки Б-307 из воды на берег и транспортировка ее на территорию технического музея. Для установки субмарины на настил, выполненный из стального листа 91 метра с кильблоками, с точностью повторяющими контуры лодки, провели дноуглубление Волги на величину осадки корпуса.Уклон береговой зоны был уменьшен для плавного выхода лодки на сушу и спланирована трасса длиной около 5 км и шириной 36 м.Для буксировки лодки использовались системы из блоков, соединенных прочными канатами(полиспасты), лебедок и больших артиллерийских тягачей(путепрокладчики БАТ-2, БРЭМ-1, БТС-4).

-13
-14
-15
-16
-17
-18

Ноябрь 2004 Тольятти. Подъем ПЛ Б-307 на берег при помощи армейских тягачей и лебедок, для последующей транспортировки в технический музей

-19

апрель 2005, снег катастрофически быстро тает, а до места последней стоянки остался примерно километр пути

-20

22 апреля 2005 года в 15 часов 20 минут подводная лодка Б-307 была установлена на специально подготовленное основание на территории Технического музея ОАО "АвтоВАЗ"

-21

ФОТО - Вячеслав Заикин и Галиуллин  Евгений

Остальные экспонаты дальше