Друзья, на своей медийной площадке мы создали проект «Перезагрузка», чтобы рассказать о положительном опыте тактического урбанизма и вдохновить городские инициативы на исследование территории и преобразования, которые не требуют больших финансовых вложений.
Сегодня решили поделиться личным опытом Центра урбанистических проектов и инициатив «Прастора» по организации городских процессов и «перезагрузке» общественных помещений и пространств.
Драйверы: примеры простых «перезагрузок»
В Беларуси урбанистику ошибочно ассоциируют с архитектурой. Даже архитекторы, которые занимают высокие государственные должности, ставят между урбанистикой и архитектурой знак равенства. Вместе с тем урбанистика — это взаимодействие человека с городом.
Горожане тестируют город относительно недорогими решениями. Объекты тактического урбанизма — это и общественный огород на заброшенной территории, и парклет на месте стоянки машин, и воскресная ярмарка в переулке, и муралы в серых спальных районах.
Команда Центра урбанистических проектов и инициатив «Прастора» — это драйверы. Наши проекты всегда направлены на «перезагрузку» городских территорий и общественных пространств. Вот некоторые из них.
Первый Prastora Urban Forum прошел в 2016 году в городском парке в пойме реки Витьбы. Это было красивое, но заброшенное место. Мы провели туда свет, установили сцену, устроили концерт и, главное, создали ленд-арт объекты. После нашего форума в парке стали устраивать другие городские мероприятия.
В 2018 году «Прастора» провела первый в Беларуси региональный 48-часовой хакатон «Смарт-сити». Участники исследовали город с позиции внедрения в него IT-технологий. Впоследствии городская библиотека, в которой проходил форум, стала предлагать свои помещения для мероприятий любого формата.
Городская модерация: как в Витебске зарождается общественный японский сад
В 2018 году мы провели очередной ленд-арт фестиваль «Северный ветер», но в вопросе тактического урбанизма шагнули вперед.
Для мероприятия выбрали крупную зеленую зону — ботанический сад. Он находится на балансе Витебского госуниверситета. Территория сада разделена на исследовательскую часть и городское общественное пространство, которое жители близлежащих домов считали своей «собственностью».
В течение дня участники фестиваля создавали арт-объекты из природных материалов, был организован пикник на траве, музыкальное сопровождение, кейтиринг, творческая зона промаркирована флагами и роллапами Центра урбанистических проектов и инициатив «Прастора».
Все это время подходили представители местного сообщества с вопросами: «Что вы здесь делаете?», «Кто вам разрешил?», «Это официальное мероприятие?» и подобными.
На второй день мы высадили сакуры [при финансовой поддержке Церкви Иисуса Христа Святых последних дней], причем не в закрытой исследовательской части ботанического сада, а на его общественной территории.
Такое решение отвечало одному из направлений нашей деятельности — «Пространство и дизайн». Мы намеревались «перезагрузить» пространство, создав городское место любования.
Нас предупреждали: деревья могут украсть, поскольку они будут расти на неохраняемой территории. Мы сознательно пошли на этот риск. Притом что у нас уже был печальный опыт вандализма, понимали: это тестирование городской среды.
Пятнадцать арт-объектов первого ленд-арт фестиваля «Северный ветер» сломали на следующий день. Мы намеренно не убирали их в воспитательных целях, чтобы горожане понимали: есть те, кто создает, и те, кто пока разрушает. Пять 4-метровых объекта, созданных во время второго ленд-арт форума, демонтировали через несколько дней по распоряжению руководства городского ЖКХ.
История с сакурами получилась оптимистичной. Мне самой пришлось отстоять очередь, чтобы сфотографироваться возле них. Второй год в Витебске проходит ханами — праздник любования. Горожане и местное сообщество положительно восприняли инициативу, она обросла городскими легендами.
Тестирование в данном проекте, если можно так сказать, не прошли СМИ. Все, кроме портала tut.by, в своих публикациях и сюжетах не обозначили: кто, за какие средства и с какой целью реализовал эту общественную инициативу в ботаническом саду.
Проект получит продолжение — сакуры станут частью общественного японского сада «Икигай» (с японского «предназначение в жизни»).
Мы привлекаем к сотрудничеству волонтеров. Так концепт ландшафтного дизайна подготовила дизайнер из Минска Наталья Тырсикова, столичный архитектор Михаил Дудик разработал проект малых архитектурных форм — скамейки, беседки, входные ворота в японском стиле. Подготовлена смета. Затраты на покупку растений (около 10 тыс. евро) возьмет на себя спонсор.
Следующий этап — встреча с мэром, чтобы договориться о помощи города, поскольку для реализации проекта общественного японского сада необходима специализированная техника: снять земельный слой, спланировать площадку, привезти валуны.
Проект «100 метров»: как создать в городе место любования
Предмет особой гордости Центра урбанистических проектов и инициатив «Прастора» — проект «100 метров». После реконструкции загса газон на улице Средненабережной был уничтожен. Мы решили его возродить.
Для этого вначале:
- получили разрешение на благоустройство этой территории в горисполкоме;
- заручились поддержкой УП «Водоканал»: специалисты предприятия хотели провести эксперимент по использованию компоста избыточного ила для городского озеленения;
- пригласили рабочих витебского «Зеленхоза» высадить траву.
На этом думали завершить свою инициативу, но появилась возможность купить 80 растений [при содействии проекта «Поддержка инициативы «Соглашение мэров в Беларуси», финансируемого Европейским союзом в рамках инициативы EU4Energy] и сделать на возрожденном газоне оригинальную композицию. Ее особенность заключается в том, что все сорта кустарников имеют листву разного цвета, и она меняется от времени года. Чем не место для любования?
У нас было недостаточно средств, чтобы закупить взрослые растения, поэтому приобрели молодые саженцы, которые наберут силу через пять лет, но территория уже сейчас выглядит благоустроенной и «перезагруженной».
Если говорить о проблемах, в первый год мы столкнулись с вопросом: кто будет обслуживать воссозданный газон. С местной администрацией договорились, что косить траву будет «Зеленхоз», остальную работу по поддержанию места любования пришлось выполнять активистам «Прасторы».
Вначале территория воспринималась некоторыми горожанами, как парковка или место выгула домашних питомцев. Поэтому пришлось установить столбики, а впоследствии натянуть проволоку, чтобы защитить газон и дать окрепнуть саженцам.
Проекту «100 метров» второй год. Тестирование показало, по мере роста кустарников и укрепления газона желающих навредить месту любования становится меньше. Это как в теории «разбитых окон», где мусор, там и мусорят.
Нам часто задают вопрос: «Как после всех случаев городского вандализма мы не опускаем руки и продолжаем создавать и созидать?». Мы городские исследователи, тестируем город и получаем удовольствие и вдохновение от своих проектов. И важное осознание, как работает тактический урбанизм, в чем его ценность.