Приветствую вас, уважаемые читатели канала Хакнем Школа! Сегодня в рубрике #хакнем_математика поговорим о тех символах в математике, которые мы используем практически каждый день, и о тех, которые используем редко. Кто их создал и когда? Итак, начинаем:
1. Сложение и вычитание (+, –)
Впервые эти знаки появились в математической литературе в 1489 году в работе Иоганна Видмана в работе «Быстрый и красивый счёт для всего купечества». Оказывается, торговцы вином маленькими чёрточками отмечали, сколько мер вина они продали из бочки. А когда в бочку добавляли вино, они перечёркивали соответствующее количество чёрточек.
Интересно, что до XV века сложение обозначалось буквой p (от лат. plus — больше), а вычитание m (от лат. minus — менее, меньше).
2. Умножение (×, ·, *) и Деление (/, :, ÷)
Все эти знаки, обозначающие умножение и деление, дошли до наших дней. Косую черту «/» и косой крест «×» в 1631 году в качестве знаков деления и умножения стал использовать Уильям Оутред, знаки «:» и «·» —применил в 1684 году Готфрид Лейбниц, символы «обелюс» «÷» и звёздочку «*» — предложил в 1659 году Иоганн Ран. Ну а ранее в качестве деления использовали букву D.
3. Равенство (=)
До появления этого знака (в 1557 году введён Робертом Рекордом) равенство чаще всего записывали словесно, например, по-французски est egale (равно). Ещё раньше древнегреческий математик Диофант использовал букву i (от греч. isos — равенство). Широкое распространение знак «=» получил в Европе благодаря трудам Вильгельма Лейбница. Знак «≠» (отрицание равенства) начал использовать Леонард Эйлер. Знак «≈» (приближённое равенство) ввёл в 1882 году Зигмунд Гюнтер.
4. Корень
Символ операции извлечения корня называют радикалом. Средневековые математики обозначали квадратный корень символом Rx (от лат. radix — корень). Современное обозначение идёт от малой буквы r. Его впервые применил в 1525 году Кристоф Рудольф.
5. Параллельность
Знак параллельности известен с античных времён, его применяли Герон и Папп Александрийский, но, что интересно: до появления знака «=» чёрточки параллельности располагались горизонтально. В современном виде, как мы видим и используем его сейчас, знак появился в посмертном издании работ Уильяма Оутреда (1677).
6. Перпендикулярность
Знак ввёл Пьер Эригон в 1634 году.
7. Проценты (%)
Количество сотых долей некоторого целого. Термин происходит от лат. pro centum, что значит «на сто». Существует мнение, что современное обозначение появилось в результате опечатки в книге Матье де ла Порта «Руководство по коммерческой арифметике» (1685г.). Наборщик принял «cto» (сокращение cento) за дробь и напечатал «%».
8. Тригонометрические функции (sin, cos, tg, ctg)
Синус у индийских математиков первоначально назывался «арха-джива», что означает «полутетива» (лука), т.е. половина дуги, стягивающей данную дугу. У арабских математиков термин закрепился как «джиба». При переводе арабских сочинений на латынь европейские переводчики прочитали «джиба» как «джайб», что на арабском языке означает «залив». Таким образом, функцию назвали латинским словом sinus, что переводится «залив».
Косинус происходит от лат. complementi sinus — дополнительный синус. Современные обозначения ввёл всё тот же Уильям Оутред.
Термин «тангенс» (от лат. tangens — касающийся) впервые появился в книге Томаса Финке«Геометрия круглого» (1583). Обозначения tg и ctg, введённые Иоганном Бернули в XVIII в., получили распространение в Германии и России. Кстати. В других странах принято обозначение tan и cot, предложенные в XVII в. Альбертом Жираром.
9. Кванторы
Квантор — общее название логических операций, задающих область истинности высказывания. Кванторы применяются в старших классах в школе и в вузах при изучении математического анализа. Как школьники, так и студенты сразу запоминают, что означают кванторы и часто их используют.
Квантор существования
читается как «существует», ввёл Чарльз Пирс (1885), квантор всеобщности
читается как «для любого», предложил Герхрад Генцен (1935). Иногда применяется квантор существования и единственности
Символы представляют собой перевёрнутые первые буквы английских слов existence — существование, any — любой.
Ну и в заключении, хочется сказать о следующем знаке, который школьники «с упоением» и особым удовольствием ставят, когда им удаётся доказать теорему или задачу на доказательство.
10. Что и требовалось доказать (▄)
Знак ввёл Дональд Эрвин Кнут в 1978 году (совсем недавно) и назвал его «символом Халмоша» (по имени Пола Ричарда Халмоша), хотя последний писал этот символ, не закрашивая квадрат (□). До этого, начиная с эпохи Возрождения, окончание доказательства обозначали Q.E.D. (от лат. Quod Erat Demonstrandum — что и требовалось доказать). Ещё раньше подобная аббревиатура применялось в античности Евклидом, Архимедом и Аристотелем. В России писали «ч. т. д.».
#хакнем_математика (👈 подпишись на этот хэштег, чтобы получать новый интересный и познавательный контент по математике 🥳
Автор: #ирина_чудневцева координатор канала Хакнем Школа, 42 года, город Ярославль
Похожие статьи автора:
- Что изменится в ОГЭ по математике в 2021 году?
Партнёрский материал от "Tinkoff Junior" для подписчиков канала "Хакнем Школа" 👇:
Карта, обучающая ребёнка финансовой грамотности!
🆓 Бесплатное обслуживание на всё время (при оформлении по этой ссылке);
🧮 Обучает ребёнка копить деньги и анализировать траты;
Приложение позволяет:
💸 Проверить, на что ребёнок тратит деньги;
🏆 Назначить награду, например, за уборку в комнате;
🛍 Установить лимиты на покупки;
👨💻 Читать интересные истории о финансовой грамотности.
Родителям:
Если вы не являетесь клиентом Тинькофф, то вместе с детской картой Junior, вам привезут дебетовую карту Tinkoff Black.
Бонус для подписчиков «Хакнем Школа»:
При оформлении детской карты — карта Tinkoff Black будет с бесплатным обслуживанием (стандартная стоимость обслуживания - 99 руб./мес.)