Зима в России и зима в Европе - две больших разницы. И не только климатически, но и культурно. Однако в период Средних веков и Нового времени Европа пережила как минимум три волны похолодания (малый ледниковый период 1300-1740х), хотя знала и крайне теплый период (10-13 вв.). Все это отразилось на быте горожан и крестьян, а затем и в иллюстрациях - особенно в часословах, традиционно изображавших месяцы или времена года.
Как ни крути, а зима - это холод и голод. Да, конечно, еще праздник Рождества и зимние забавы (ну или хотя бы какой-то отдых от напряженных сельскохозяйственных работ), но все-таки в первую очередь снег и уснувшая природа. Последней любуются многие, но средневекового иллюстратора интересует прежде всего узнаваемость, повторение извечного. Поэтому каждому месяцу приписывается в первую очередь какой-то род деятельности, наиболее характерный погоде и логике быта.
Декабрь традиционно связан с охотой и забоем свиней. На картине Декабрь в Великолепном часослове герцога Беррийского изображена охота, причем как мы можем видеть на заднем фоне дубовый лес стоит еще в листве (хоть и изрядно порыжевшей). В самом деле на севере Франции декабрь - малоснежный (а в XII и середине XVI веков описаны многочисленные бесснежные зимы). Но в отдельные периоды тот самый малый ледниковый период приносил снежные метели уже к концу осени, прямо как у нас в Сибири. Иногда в сюжетах сцен фигурируют темы ноября и января/февраля - заготовка дров, игра в снежки, но чаще - намеки на Рождество (главным образом - выпечка рождественнских пирогов и пряников). И все-таки главный образ: зарезанная или палимая с помощью соломы свинка. Лично мне очень нравится версия Брейгеля, где есть почти все.
Январь - самый холодный месяц. И отличающийся от прочих в манере изображения. Это единственный месяц, в котором акцент делается на изображение сцен в интерьерах или в домах. Ключевая тема: пиры и праздники. Но бывает и скорее "февральский сюжет" - замерзающие или греющиеся (у костра/очага) люди, рубка дров и привоз хвороста
На некоторых миниатюрах также изображается двуликий бог Янус, давший имя месяцу. Изредка мы видим и сюжет охоты. В Великолепном часослове все бытовые темы ушли в иллюстрацию февраля, а на январской изображен торжественный раут (есть версия, что это переговоры герцога Берри с англичанами, поэтому на картине есть намек на сражение).
Февраль - самый голодный месяц года в ту пору, а еще в славянских языках "сердитый" и "ветреный". Однако во вторую половину месяца у моря уже ощутимо теплеет (снег сходит), а в глубине материка еще идет борьба за обогрев. Отсюда очень сложная и разнообразная иконография, как и в случае с другим пограничным месяцем - ноябрем.
Ключевая тема - все так же дрова и люди, согревающиеся у камина. Хотя иногда уже здесь появляется "весенняя" подрезка деревьев. Но все-таки, если мы видим людей, греющих ноги в тазу, у очага, костра или сушащих обувь (да еще и с намеками в виде образа Рыб), то скорее всего на картинке - февраль.