Найти в Дзене
Закон и оружие

Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль

Исторические документы
Война и гуманизм

Исторические документы

Война и гуманизм
Война и гуманизм

Photo by Erik Mclean from Pexels. Free to use.

Не так давно (в 2018 г.) было отпраздновано 150-летие Санкт-Петербургской декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль в ходе военных действий 1868 года, которая была принята в г. Санкт-Петербурге 29.11.1868 г. (11.12.1868 г.) (далее - Декларация или договор).

Что же это за документ? И чем же он интересен?

Данный документ был принят в результате работы собранной в
С.-Петербурге по предложению Императорского Российского Кабинета военной международной комиссии, после того как Российская империя ратифицировала Женевскую конвенцию в 1867 году.

В ее работе участвовали представители следующих государств: Австро-Венгрия, Бавария, Бельгия, Великобритания, Вюртемберг, Греция, Дания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Османская империя, Персия, Португалия, Россия, Северогерманский союз (Великая Пруссия), Франция, Швейцария, Швеция.

А создавалась она с целью определить некоторые правила ведения боевых действий.

Комиссия была собрана с целью:

  1. обсудить возможность запрещения употребления во время войны между цивилизованными народами определенного рода снарядов,
  2. определить технические границы, в которых потребности войны должны остановиться перед требованиями человеколюбия.

Как указывалось в данной декларации, успехи цивилизации должны иметь последствием уменьшение, по возможности, бедствий войны.

При этом единственной законной целью государства во время войны провозглашалось ослабление военных сил неприятеля.

Для достижения этой цели достаточно выводить из строя наибольшее, по возможности, число людей, входящих в данные военные силы.

Однако употребление такого оружия, которое, по нанесении противнику раны, без пользы увеличивает страдания людей, выведенных из строя, или делает смерть их неизбежною:

  1. не соответствует вышеупомянутой цели,
  2. противно законам человеколюбия.

В результате принятия Декларации государства-участники комиссии обязались отказаться взаимно от употребления как сухопутными, так и морскими войсками снарядов, которые, при весе менее 400 граммов, имеют свойство взрывчатости или снаряжены ударным или горючим составом.

Данный отказ применялся только в случае войны данных государств между собой.

Соответственно и договор был обязателен только для них или государств, которые присоединятся к нему впоследствии, в случае войны между двумя или несколькими из них.

Также запрет взрывчатых и зажигательных пуль был необязателен для участников Декларации при применении в войне в отношении сторон, не подписавших ее, или которые не присоединились к ней впоследствии.

При этом данный договор переставал быть обязательным, когда во время войны между двумя сторонами, подписавшими Декларацию или к ней присоединившимися, к одной из воюющих сторон присоединиться сторона, не подписавшая Декларацию и не присоединившаяся к ней.

Декларация приглашала все государства, не участвовавшие в ней, присоединиться к ее условиям.

Таким образом, Декларация попыталась определить допустимую с технической точки зрения степень поражения некоторых видов оружия, путем запрета их использования (правда только в отношении цивилизованных народов). Следует отметить, что поскольку ее условия были открыты для всех, то цивилизованными народами с ее точки зрения являются все государства, принявшие участие в Декларации.

Как это ни цинично звучит, но определение способов достижения цели войны с позиции человеколюбия, безусловно являлось важным позитивным правовым моментом.

Интересно также то, что Декларация предусмотрела и возможность дальнейшего технического прогресса - "вследствие усовершенствований, произведенных науками в вооружении войск".

Для этого участники Декларации "предоставляют себе право входить впоследствии между собою в новое соглашение" с целью поддержать постановленные принципы и для согласования между собою требований войны и законов человеколюбия.