Найти тему
zorkinadventures

Как на Дону нашли захоронение амазонок (но сначала думали, что это до зубов вооруженные мужчины)

Иллюстрация: художник Олег Федоров.
Иллюстрация: художник Олег Федоров.

Профессор Андрей Журавлев, долго прослуживший в National Geographic Россия, где я сейчас работаю, знает множество интересных историй. Вот его рассказ про то, как на Дону нашли захоронение амазонок. А еще он захватывающе рассказывает про то, что одно время было непонятно: а существовали ли женщины-воительницы вообще? Или это только миф.

Даю слово Андрею:

"Миф или быль? Сказание об амазонках, подобно мифу о Всемирном потопе, существует почти у всех народов. Ученые же довольно долго считали, что легенда об амазонках иносказательно повествует о пережитках матриархата, сохранившихся в варварских племенах за пределами Средиземноморской цивилизации, а также у народов, пребывающих на «примитивной» стадии развития. И постепенно закрадывалось сомнение: а не было ли это предание всего лишь гендерным анекдотом, за тысячи лет ставшим мифом?

Однако с конца XIX века, когда археологи на юге России начали планомерно раскапывать курганы скифов и прочих кочевников античности, выяснилось, что многое из сказанного в книгах Геродота и других греческих авторов вполне похоже на правду. Так, может быть, и миф об амазонках имел под собой реальную почву – чернозем южнорусских степей? Не случайно ведь некоторые древние источники указывали на то, что поначалу жили воинственные всадницы на берегах реки Амазон, «теперь называемой именем Танаиса», сына амазонки Лисиппы? (Греческий Танаис скифы именовали «Дану», откуда и пошло название «Дон», означающее на иранских языках «река», «вода».)

Более ста лет археологи полагались лишь на свою науку: если в захоронении находили оружие, считали погребение мужским, если украшения – женским, если и то, и другое – парным. Работу осложняло и то обстоятельство, что золото скифских курганов не давало покоя грабителям с античных времен. Не помогали ни заклятья, ни сторожа, ни законы. Продолжают грабить курганы и сейчас.

За честь женщин. Летом 1993 года Донская экспедиция Института археологии Российской академии наук раскопала один из разоренных курганов на юге Воронежской области.

Роговой гребень с фигуркой гепарда из скифского женского погребения. Благодаря круглому отверстию в центре гребень крепился на поясе. IV век до новой эры, Средний Дон, Воронежская область.Фото: Кирилл Самурский; Институт археологии РАН
Роговой гребень с фигуркой гепарда из скифского женского погребения. Благодаря круглому отверстию в центре гребень крепился на поясе. IV век до новой эры, Средний Дон, Воронежская область.Фото: Кирилл Самурский; Институт археологии РАН

От скелета уцелели лишь обломки черепа, несколько зубов и фрагменты кистей рук. Тем не менее находки из этого полуразграбленного захоронения превзошли все ожидания ученых: золотые ладьевидные серьги и дутые золотые бусы – изделия мастеров Боспора (греческого государства, занимавшего Керченский и Таманский полуострова), бронзовое зеркало, а также оружие: 30 бронзовых наконечников стрел и два железных дротика. Судя по вещам, курган относился к IV веку до новой эры.

Золотая серьга с фигуркой льва или пантеры из скифского женского погребения. IV век до новой эры, Средний Дон, Воронежская область.Фото: Кирилл Самурский; Институт археологии РАН
Золотая серьга с фигуркой льва или пантеры из скифского женского погребения. IV век до новой эры, Средний Дон, Воронежская область.Фото: Кирилл Самурский; Институт археологии РАН

«Я как-то сразу решил, что мы обнаружили парное погребение, – рассказывает руководитель экспедиции, доктор исторических наук Валерий Гуляев. – Об этом, на мой взгляд, ясно говорили сами вещи: предметы вооружения принадлежали мужчине-воину, а украшения и зеркало – его спутнице, жене или наложнице. И, написав черновик отчета, я однажды вечером поделился своими соображениями с коллегами. Все казалось настолько очевидным, что возражать никто не стал, и вопрос вроде бы был решен.

И вдруг наш антрополог Мария Добровольская, хрупкая молодая женщина с большими голубыми глазами, дождавшись, когда все разойдутся, тихо, но твердо сказала: "В погребении представлены остатки лишь одного человека, и таковым является особа женского пола в возрасте 20–25 лет".

Я не на шутку рассердился. Логика моих рассуждений казалась несокрушимой: оружие есть – значит, мужчина, а украшения и зеркало говорят о присутствии дамы. Ведь я твердо знал, что немногие вооруженные женщины обитали в сотнях километрах к востоку от Дона, в савроматских землях – именно савроматских жриц описывал Геродот. А в наших краях после почти ста лет раскопок об амазонках и слыхом не слыхивали. В общем, разговор получился резковатым. И по возвращении в Москву, не желая прослыть среди своих товарищей по профессии консерватором, я попросил известнейшего российского антрополога Татьяну Алексееву собрать консилиум и окончательно похоронить сенсацию об амазонках на Среднем Дону». К удивлению археологов, права оказалась молодая антропологиня – так ученые дамы отстояли честь скифских женщин.

Следующие полтора десятка полевых сезонов, проведенные в тех местах, полностью подтвердили вывод антропологов о наличии в скифских захоронениях на Среднем Дону останков вооруженных женщин.

Вот тут еще истории про амазонок.

Zorkinadventures. Мужской опыт и истории, тесты очень нужных вещей, рассказы о местах, событиях и героях, интервью с лучшими в своем деле. А еще – подробности работы редакции National Geographic Россия, где я работаю.