Анджей Сапковский никогда не скрывал свое увлечение артурианским мифом, а в 1995 году даже издал эссе «Мир короля Артура», которое стоит прочитать всем, кто интересуется данной темой.
Отсылки к артурианской легенде разбросаны во всех книгах саги о ведьмаке, а название последнего тома — «Владычица озера» — как и финал, недвусмысленно подчеркивает связь вселенной ведьмака с миром короля Артура.
Даже сложные отношения Геральта и Йеннифер становится понятными в контексте традиционных рыцарских романов, где героини, прежде чем одарить рыцаря любовью, ведут себя заносчиво, а иногда и просто невыносимо. Имя чародейки не без умысла напоминает ту самую королеву Гвиневру (она же — Гвенвифар, Гвиневера или Джиневра).
Хотя истоки артурианской легенды — тема для отдельной статьи, кратко скажу, что основанием ее стали валлийские мифы, пересказанные французскими поэтами с учетом вкусов норманнской знати, моды на рыцарские добродетели и переосмыслением древних мотивов в христианском ключе. Поэтому каждый персонаж Артуарианы как многослойный пирог. А за рыцарями, дамами и чашей Грааля скрываются древние боги, богини и артефакты.
Тем более, что в кельтской мифологии боги были вовсе не оторванными от людей небожителями как те же олимпийцы. Нет, любой человек мог однажды свернуть на тропинку, затянутую туманом, и встретить загадочного гостя из иного мира. Кельтские боги, подобно скандинавским асам и ванам, хотя и обладали сверхчеловеческими возможностями, но все равно были уязвимы при особых обстоятельствах, могли получить тяжелую травму и даже погибнуть.
И в этом смысле особенно интересен образ Цири, ключ к которому зашифрован в ее имени.
Хотя дитя Старшей Крови больше всего известна как просто Цири, ее полное имя — Цирилла Фиона Элен Рианнон. И едва ли Сапковский случайно дал героине имя валлийской богини.
Монстры «Ведьмака»: мифические корни
Рианнон означает «великая королева», но это не просто указание на ее высокое происхождение. Пвилл, князь Дифеда, впервые встречает ее в облике всадницы на великолепном жемчужно-белом коне, облаченную сине-белое платье и плащ, расшитый золотом. Несколько дней Пвилл вместе со спутниками пытается догнать ее, но хотя лошадь Рианнон движется медленно, приблизиться к ней не удается. Лишь когда князь Дифеда остается один, Рианнон позволяет ему догнать себя. Прекрасная девушка сходу заявляет, что выбрала его себе в мужья, но существует проблема — у нее уже есть жених по имени Гвавл.
Польщенный Пвилл отправляется со своей невестой в иной мир, так как она — дочь короля этой потусторонней страны, своеобразного аналога подземного мира у греков, однако куда более жизнерадостного места. Там ловкий Пвилл при подсказке Рианнон заставляет Гвавла отказаться от своей нареченной. Правда, отец Гвавла проклинает род Пвилла, но влюбленные все равно женятся, а Рианнон становится королевой Дифеда.
Еще несколько раз Рианнон появляется в легендах именно как всадница, что позволило исследователями сравнить ее с Эпоной, кельтской богиней лошадей и наездников.
Монстры «Ведьмака»: мифические корни. Часть 2
Эту деталь использовал и Сапковский — Цири большую часть повествования не расстается со своей быстроногой лошадью Кельпи. Одинокая всадница бесконечно кочует по мирам и временам, пытаясь вернуться к близким ей людям.
Кстати, Рианнон также была хозяйкой волшебных птиц, которые пробуждали мертвых и погружали в беспробудный сон живых.
Но испытания Рианнон после замужества не закончились. На третий год она рожает сына, однако в ту же ночь его воруют. А нерадивые няньки обмазывают спящую королеву кровью щенка и уверяют короля, что женщина сама убила младенца. Так исполнилось проклятие отца отвергнутого когда-то богиней поклонника. Рианнон кротко терпит свое наказание и каждого гостя тащит в замок на собственной спине подобно лошади, что лишний раз подчеркивает ее связь с этим животным. Спустя семь лет выясняется, что мальчика воспитал соседний князь, обнаружив его в своей конюшне. Так Придери возвращается домой к родителям.
Легенды Средних веков в «Ведьмаке»
Когда же Пвилл умирает — ведь он обычный смертный — Рианнон выбирает себе нового мужа. И решение принимает именно она, хотя ее сын и становится новым князем Дифеда.
Ее новым избранником стал Манавидан, сына Ллира. Обычно его отождествляют с ирландским морским богом Мананнаном, сыном Лера. Мудрец, волшебник и шутник, он был мастером иллюзий, умел менять свой облик и считался первым королем острова Мэн.
Нежная Рианнон дважды самостоятельно назначает себе мужей, которые даже не пытаются оспорить ее выбор.
И неслучайно, ведь она является воплощением не только земли как страны, но и королевской власти, самой ее сути, права на престол. И именно она решает, кто достоин это чести.
С забвением старых языческих времен Рианнон вместе с мужем, сыном и невесткой окончательно переехала в потусторонний мир. Там, кстати, эта четверка в числе других сокровищ охраняла некий волшебный котел.
Но Рианнон вернулась в артурианскую легенду в образе Владычицы Озера, которую у разных авторов зовут Ниниана, Вивиана или Нимуэ. Воспитательница Ланселота Озерного и возлюбленная Мерлина, именно она вручает Артуру тот самый меч Эскалибур (его часто путают с мечом из камня, но это другой меч), без которого сложно представить короля Камелота, а после его эмиграции на Авалон — забирает клинок обратно.
Несмотря на христианскую позицию поэтов, они сохраняют в неприкосновенности древний кельтский принцип — земля сама выбирает себе короля.
Цири открыто называют Владычицей Озера эльфы Народа Ольх, а в ее родном мире девушку ищут разведки всех королей и один император в придачу. С ней связаны амбиции и чародеев, и монархов.
Некоторых читателей удивляет конечный выбор Цири, когда она отказывается от своего предназначения и выбирает ничем не примечательного рыцаря. Все так, если бы не имя этого рыцаря — Галахад — который, согласно классической версии артурианского мифа, единственный среди всех обрел таинственную чашу Грааля.
О ее символике написано немало, а я лишь скажу, что в кельтской мифологии волшебные котлы и чаши не только дарили бессмертие или бесконечно насыщали голодных, но и олицетворяли женское начало вообще. Разумеется, Сапковский не мог пройти мимо такого сравнения.
Так масштабная сага о Геральте и Цири, очищенная от войн и интриг, превращается в классический рыцарский квест по обретению недостижимого идеала — будь то чаша Грааля, богиня или прекрасная дама.
Но путь средневекового рыцаря неотделим от веры. И хотя в мире ведьмака люди поклоняются разным богам, все они верят, что дитя Старшей Крови станет матерью спасителя мира. И что будет дальше, мы уже знаем.