(ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Всё, изложенное в данной статье - исключительно оценочные суждения автора, ни коим образом не имеющие своею целью оболгать и унизить никого из ныне живущих, равно как и покинувших сей бренный мир)
Во времена царствования на Москве Ю. М. Лужкова, структура, расположившаяся на 2-й Брестской улице, в бруталистском бетонном здании, и носящая жуткое наименование "Моспроект -2", была правой рукой этого человека в кепке, осуществляя самые безумные его фантазии.
Организованный в 1962 году, коллектив "Моспроекта -2", ведомый волей великого советского архитектора М. В. Посохина, под сенью зловещих сводов проектировал уникальные для столицы архитектурные объекты.
Однако, после распада СССР контора попала под непосредственное влияние "члена семьи его жены", и занялась архитектурным вандализмом. Как говаривал покойный Сергей Доренко, казалось бы, при чём тут Лужков? В данном случае очень даже при чём. Потому что "Моспроект -2" в период пребывания у руля Москвы мэра в кепке, проводил в жизнь именно его видение архитектуры, а Юрий Михайлович, судя по всему, в этой области знаниями не обладал. Зато прославился дурновкусием.
В результате мы имеем целый ряд варварски уничтоженных памятников архитектуры, и воздвигнутых на их месте отвратительных сооружений из стекла и пластика. Какими же "шедеврами" прославился "Моспроект -2" при Лужкове? Прежде всего, это конечно Центральный Военторг. Вместо здания в стиле модерн с элементами ар - деко, изящного, гармоничного, и имевшего безусловную историческую ценность, город получил уродливую стеклопластиковую конструкцию с трёхэтажной мансардой. Единственное, что напоминает о былом - это фигуры воинов при входе. Только увы - это уже не воины, это - привратники. А вот как отзывался о новом здании сам гений градостроительства: "«Военторг» шикарно получился. И здесь есть подземный паркинг". Просто квинтэссенция архитектурной мудрости и тонкого вкуса, не правда ли? Не даром в рейтингах самых уродливых зданий столицы "Военторг" стабильно занимает призовые места.
Увы, на этом не остановились. Интересно, как бы отреагировала мировая общественность, если бы власти Рима "отреставрировали" знаменитый Колизей, исходя из своего вкуса? Непредставимо, правда? Но именно это произошло с романтичными руинами дворца Екатерины 2 в Царицыно. Неоконченное произведение Баженова и Казакова взяли, да и достроили. По собственному проекту.
Дальше - больше. Гостиница "Москва" - памятник советской архитектуры гениального эклектика - академика Щусева? Да нафиг нам "Москва"? Мы построим на её месте пластиковую копию. Только с вдвое большим объемом площадей, сдаваемых в аренду, и неизменным подземным паркингом.
Сгорел Манеж. Реставрация? Не, не слышали. Новая планировка, новые интерьеры, весьма отдалённое конструктивное сходство с оригиналом. Да и сам ли он сгорел? Вокруг Манежа вообще вышла довольно запутанная история, концы которой теряются в настолько мутных схемах, что проще забыть, нежели разобраться.
Вместо воздушной "стекляшки" ресторана шестидесятых годов на Чистопрудном бульваре - грузное асиметричное чудище, украшенное постмодернистским ордером, которое совершенно не вписывается в окружающий пейзаж.
Городская легенда утверждает, что Ельцин, боясь повторения полумиллионного митинга, прошедшего на Манежной площади в 1991 году, приказал застроить эту самую площадь. Разумеется, Лужков потёр ладони в ожидании сказочной наживы, и немедленно озадачил "Моспроект - 2". В результате на свет появился ужасающий монстр - торговый комплекс "Охотный ряд", где гости столицы могут поесть фаст - фуда, пьяные десантники - искупаться в фонтане, а приезжие из южных республик - присесть на кортанах, певуче обсуждая на своих звонких языках проходящих мимо представительниц прекрасного пола.
Не последним в череде "творений" обсуждаемой конторы, но самым знаковым из всех стал Храм Христа Спасителя. Деньги на восстановление храма собирали всенародно, по ТВ даже крутили рекламу, как и нищая старушка, и "новый русский" одинаково участвуют в возрождении святыни. Однако в ходе реализации проекта, его руководители погрязли в коррупционных схемах, и теперь вместо отреставрированной исторической постройки мы можем видеть очередную стилизацию. Мог ли Константин Тон в 1860 году представить, что ХХС, этот памятник русской силе духа и русскому оружию, обзаведётся подземной парковкой, конференц - залом и автомойкой, а стены "украсятся" полимерными барельефами, имитирующими медь?
"Рубеж тысячелетий отражается в архитектуре столицы России как время абсолютного господства пошлости, дурновкусия, наглости и хамства», - говорил о лужковской архитектуре искусствовед Алексей Клименко. Да, славные были времена. Хорошо, что они ушли в прошлое. Пускай там и остаются.