Найти тему
Libertarico

Разыгрывая рабскую карту

Одним из многих печальных аспектов нашего времени является то, что люди разыгрывают не только расовую карту, но также и рабскую, которая, предположительно, является самым большим козырем из всех. На так называемом «марше миллионов человек» в Вашингтоне поэт Майя Анжелу обозначала это изменение. Этот митинг уже оценивался как ориентированный на будущее и касающийся скорее независимости чёрных, а не вины белых. Тем временем в средствах массовой информации осуждался популярный автор Динеш Д’Соуза, который заявил, что рабство не является расистским институтом.

Каждый, кто знаком знаком с институтом рабства, знает, что его история насчитывает тысячи лет, а также, что рабы и рабовладельцы зачастую принадлежали к одной и той же расе. Те, кто неосведомлен обо всём этом или кто думает о рабстве в Соединенных Штатах, как о чём-то уникальном, приходят в ярость, когда кто-то говорит им, что этот институт не был основан на расовых предрассудках.

Чернокожие были порабощены не потому, что они были чёрными, а потому что они были доступны в то время. Белые порабощали других белых в Европе за столетия до того, как первый чернокожий раб был доставлен в Западное полушарие. За тысячи лет до этого не только европейцы порабощали других европейцев, но и азиаты других азиатов, африканцы других африканцев, а коренные народы западного полушария порабощали другие коренные народы. Д’Соуза был прав. Рабство — это не о расе. Тот факт, что его критики не знают истории, является их проблемой.

Особенностью американской ситуации было не только то, что рабы и рабовладельцы представляли разные расы, но и то, что рабство противоречило всей философии свободы, на которой было основано это общество. Если все люди были созданы равными, как гласит Декларация о независимости, то чернокожих нужно было изображать как недочеловеков.

В то время как Юг до Гражданской войны характеризовался огромным объемом апологетической литературы, пытающейся оправдать рабство на почве расизма, такое оправдание не считалось необходимым в огромных уголках мира и на огромных промежутках времени. В большинстве частей мира люди не видели ничего плохого в рабстве.

Как бы странно это ни было, но сто лет назад только Западная цивилизация видела изъяны в рабстве. А двести лет назад только меньшинство на Западе считало, что это неправильно. Африканцы, арабы, азиаты и другие не только поддерживали рабство в течение долгого времени после его отмены в Западном полушарии, но и противостояли всем попыткам Запада искоренить рабство на своих землях в эпоху империализма. Только тот факт, что Запад обладал бо́льшей огневой мощью, бо́льшим экономическим и политическим влиянием, позволил им навязать незападному миру отмену рабства таким же способом, как были навязаны и другие западные идеи.

Те, кто говорит о рабстве, как просто о порабощении чернокожих белыми, игнорируют не только то, насколько широк этот институт, и как далеко он заходил в истории, но и то, как рабство продолжало существовать вне Западной цивилизации. В то время как рабство было уничтожено на Западе в течение XIX-го века, борьба за прекращение рабства в других местах продолжалась и в XX-м веке. И очаги рабства до сих пор существуют в Африке, но вряд ли об этом можно услышать от чернокожих «лидеров» в Америке, которые вопят о рабстве в прошлом.

Если бы это было настоящей проблемой, тогда рабство среди современных людей, состоящих из плоти и крови, вызвало бы гораздо бо́льший протест, чем рабство прошлого среди давно умерших индивидов. Разница в том, что рабство прошлого можно обменивать на политические выгоды, а рабство в Северной Африке только отвлекает от этих политических целей. Хуже того, разговоры о рабстве в Африке подорвали бы всю картину уникальной белой вины, требующей бесконечных репараций.

Западный мир, как и другие цивилизации, несомненно виновен в порабощении людей на протяжении тысячелетий. Тем не менее, он был уникален в постановлении о том, что весь институт рабства аморален и с ним нужно покончить. Но этот вывод ни в коем случае не был универсальным даже в западном мире, каким бы очевидным он нам сегодня ни казался.

Тысячи свободных афроамериканцев владели рабами на Юге до Гражданской войны. И спустя годы после провозглашения эмансипации в Соединенных Штатах, как белые, так и чернокожие всё ещё покупались и продавались в качестве рабов в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Любой, кто хочет репараций, используя историю, должен будет тщательно её изучить. В ином случае практически каждый должен будет выплатить компенсацию всем остальным людям.

Автор: Томас Соуэлл
Перевод: Libertarico