Найти тему

Вечность устроила привал в школьном музее

Оглавление

Ушло советское образование. Остался лишь осколок

Словосочетание это – школьный музей– вызовет у младого поколения скорее гомерический хохот, нежели приступ любознательности. Мода на школьные музеи началась давно, ещё до массовой моды на джинсу, да что там, даже до брючек клёш и прочей белиберды, типа косух. Всё больше тех, кто не помнит, как, следуя всем канонам совкового идеологического воспитания, создавали ленинские комнаты, залы боевой и трудовой славы.

Маленький Ленин, большой Сталин. Арифмометр - механический предок компьютера. Фото: AVM.
Маленький Ленин, большой Сталин. Арифмометр - механический предок компьютера. Фото: AVM.

Но благие намерения не всегда доводились до конца. Традиция эта давняя... Маленький ленин, конечно Л. , большой сталин, конечно С. , - смотри фото выше - грезили о планетарном размахе. Но. Увы... Очень часто школьные музеи существовали для комиссий, а вовсе не для воспитательной работы. Но в любом правиле есть свои исключения – так случилось в Рулихе. В школьном краеведческом музее я побывал в 2007 году и он произвёл вполне серьезное и достойное впечатление. Некогда он жил очень интересной жизнью… А жив ли он, выжил ли, сиё мне неведомо, но обязуюсь уточнить!

Три женщины, три учителя

В конце 60-ых учитель истории Рулихинской школы Клавдия Ивановна Козьмина как-то решила написать летопись села... Идея её понравилась многим. С того и началась история создания школьного музея.

… Основателем cела был Рулин (имя и отчество не сохранились). Отсюда и чисто местные топонимы село – Рулиха, сопка – Рулевка. Некоторые считают, что заложено оно было в начале 18 века, когда Петр I издал указ о строительстве Усть-Каменогорской и Семипалатинской крепостей. Село как бы древнее, но в котором, как ни странно, не сохранилось ни одного старинного здания. Странность серьёзная. Поставим большой знак вопроса и двинемся дальше, в сторону верных фактов.

А они таковы: три женщины, три учителя создали и на протяжении десятилетий хранили свидетельства истории, прошлого родного края, родной деревни. Это – Клавдия Ивановна Козьмина. Её преемницей стала Вера Григорьевна Калинина, классный руководитель Зои Алексеевны Исмагуловой. Она-то и стала третьим хранителем музея, показавшим мне его богатства.

Занятие проводит учитель истории Вера Григорьевна Калинина. 1960-е. фото - музей.
Занятие проводит учитель истории Вера Григорьевна Калинина. 1960-е. фото - музей.

За десятилетия собран богатейший материал о Великой Отечественной войне. Эта экспозиция — одна из главных: из сел Рулихинского сельсовета на фронт ушли 600 человек, 233 из них домой не вернулись. О многих односельчанах — погибших и живых — рассказывают материалы музея.

Интересный материал собран и о коллективизации, о создании коммуны, и об истории попавшего в жернова реформ и давно почившего в бозе колхоза «Аврора».

Сельский быт многим загадка

Предметы сельского быта ребята собирали долго и увлечённо. Теперь здесь есть вся обстановка русской избы позапрошлого века. Что воссоздано по книгам и рассказам дедушек и бабушек, а что в подлинном виде нашли сами. Есть здесь даже лапти, причем один — ношеный. Считалось, что в этом краю лаптей не носили. В годы укрупнения колхозов было ликвидировано много сёл. С полей, появившихся на их месте, школьники убирали камни, вот тогда на развалинах одного из сел и нашли этот поношенный лапоть.

Кожаны сапожки, деревянны колодки. Лапти (кожа!) штук один. Фото: AVM.
Кожаны сапожки, деревянны колодки. Лапти (кожа!) штук один. Фото: AVM.

Мы отдельно поговорим о камнях и окаменевших формах древней жизни, древнем вулкане… Что и говорить, интересно было рассматривать, как в двух небольших комнатах музея переплелось далекое и близкое, минувшее и наш вчерашний день. Волей провидения ли, случая ли, вечность устроила привал в школьном музее. Навечно ли задержится в Рулихе этот рудимент, этот осколок советской системы образования?

А как считаете вы?