Найти тему
Remont1969

Поиск выхода из тупика. Часть 15. Killen-Strait Armoured Tractor. 1915. Трехгусеничный танк.

Одним из самых близких к реализации проектов боевых машин, разработанных в Англии в 1915-м году стал трёхгусеничный бронированный тягач на шасси американского трактора Killen-Strait. Рассказ о машине в этой статье.

Killen-Strait Armoured Tractor/Бронированный тягач на шасси трактора Киллен-Страйт

Страна: Англия

Производитель: Killen-Walsh Manufacturing Company (шасси)

Боевая масса: 5000 кг

Двигатель: 40 л.с.

Бронирование: 6,35 мм

Вооружение: 7,71-mm Maxim gun (в башне, которая не устанавливалась)

Экипаж: 2-3 чел

Эта статья продолжение цикла об экспериментальных боевых машинах Первой мировой войны, которые не стали, да и не могли стать серийными, ведь параллельно уже создавались "нормальные" танки. Предыдущая статья здесь: Поиск выхода из тупика. Часть 14. Tritton Trench Crosser. 1915. Поворот в неправильном направлении.
-2

Компания Killen-Walsh Manufacturing Company была создана в 1914 году для выпуска сельскохозяйственного трактора оригинальной конструкции инженера Страйта - Killen-Strait Tractor в Висконсине САСШ. Именно САСШ стали страной, в которой первой стала актуальной механизация полях. Огромные поля, засеянные сельскохозяйственными культурами, нельзя уже было нормально обработать, использую только коня или стационарные двигатели в качестве тяговой силы. Поэтому именно там появились первые самодвижущиеся комбайны и гусеничные трактора. Достаточно отметить что в 1921 году в США было 166!!! производителей тракторов, и если в 1916 было выпущено 29 670 машин, то в 1920-м 203 207 тракторов, хотя конечно очень много сделал для роста выпуска Форд со своим массовым трактором Фордзон. Киллен-страйт (Killen-Strait Tractor) был одним из этих производителей полугусениыной техники, причем ещё и c несамым оригинальным движителем, хотя он был наверно один из первых полугусеничников, если не вспоминать трактора Холта и Беста.

Киллен-Страйт трактор был спроектирован Уильямом Страйтом (William Strait) для одновременной работы с 2-3 14-ти дюймовыми плугами. Трактор Killen-Strait Tractor 30-50 был оснащен двигателем Doman с диаметром цилиндра 6 x 7 дюймов и рабочим ходом мощностью 40 л.с, а Killen-Strait Tractor 15-30 30-ти сильным Waukesha с поршнями размером 4 1/2 дюйма на 5 3/4 дюйма. Главной особенностью трехопорного шасси было то, что оно было полностью гусеничным, и даже переднее управляемое "колесо" было гусеничным.

-4

В 1914 году был получен первый патент на трактор с комбинированным колесно-гусеничным опорным механизмом. Конструктор предполагал, что передняя гусеница будет обеспечивать низкую нагрузку передней оси на грунт и проходимость, а дополнительные колеса обеспечивать поворот машины. Это была попытка решения известной проблемы полугусеничных машин, которую не смогли решить ни германские конструктора в своих полугусеничных тягачах и бронетранспортерах и в схожих с Килен-Страйт мотоциклах NSU Kettenkrad Typ HK 101, ни даже чешские конструктора в своем послевоенном OT-810. Проблема заключалась в том, что колеса на твердом грунте имели слишком слабое сцепление и не позволяли повернуть машину, а на мягких грунтах даже при повернутых колесах полугусеничник все равно двигался прямо и нагребал перед собой грунт, вообще останавливая машину.

-5

Когда стало понятно, что дополнительные колесики не только бесполезны, но даже вредны, работая как плуг для мощного трактора была предложена схема в которой была реализована схема с подвесом гусеницы на вертикальном шкворне и механизмом поворота с использованием румпеля поворачивающего переднюю часть. Но в итоге и этот вариант был отклонен, даже с использованием зубчатого механизма обеспечить необходимое усилие для поворота гусеницы за ось ее передних катков было почти невозможно. Такая компоновка использовалась на более мощных тракторах Killen-Strait Tractor 30-50. Недостаток поворотливости нивелировался тем, что пропашному трактору эта самая поворотливость в принципе не особо и нужна. По полю он ехал прямо, а для разворота всегда было место вокруг.

-6
-7

В итоге остановились на самом простом решении - поворот осуществляется вокруг самой оси, на которой подвешена гусеница. Один из первых вариантов трактора имел двухгусеничную комбинацию из передней управляемой гусеницы, одной задней опорной и третьего опорного колеса. Двигатель машины располагался по центру платформу над опорным гусеничным механизмом. Привода на переднюю гусеницу не было. Базовое исполнение Killen-Strait Tractor Typ 3 15-30 имело три гусеницы.

-8
-9

Именно Killen-Strait Tractor 15-30 и был закуплен англичанами для проверки возможности применения решений на базе полугусеничных тракторов в военном деле. Киллен-Страйт был поставлен вместе с парой тракторов Creeping Grip Texas, из которых, сильно забегая вперел, в итоге и родился первый настоящий танк.

-10

30 июня 1915 года Killen-Strait вместе с тракторами Крипинг Грип был показан комиссии, в которую входили 1-й Лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль, который а то время был "болен" идеей наземного броненосца, и Министр боеприпасов будущий премьер-министр Дэвид Ллойд Джордж. Демонстрация техники проходила на полигоне фирмы Talbot, бывшей в то время фактически главной базой бронированных автомобилей Королевской военно-морской авиации (R.N.A.S.) на Барби Роул (Barlby Road). Трехгусеничный Киллен-Страйк явно не подходил на роль "сухопутного броненосца", но быть "наземным эсминцем" он вполне мог бы.

-11

Британское военное министерство видело на поле боя - "миноносец с пулеметом", который должен был расчищать путь для пехоты и более крупных кораблей, обеспечивать проходы в заграждениях, подавлять пулеметные гнезда. Если продолжать аналогию с эсминцами, то есть относительно дешевыми, быстрыми и маневренными, то американский трактор вполне подходил для этого описания. Во время испытаний он показал себя как быстрая и уверенно перемещающаяся по бездорожью машина. Нестандартная развесовка трактора, которая приводила к тому, что передняя гусеница часто висела в воздухе, видимо заметно повеселила офицеров, которые катались на нем, как на яхте. В зависимости от положения машины они перебирались с "кормы" на "нос", вывешивались за его размеры. В общем "веселились" по полной программе.

-12

А вот с преодолением проволочных заграждений получилось не так удачно. Для преодоления колючей проволоки лейтенант Оливер Торникрофт установил два резака для торпедных сетей с эсминцев на двух трубах в передней части трактора. Без резака машина стягивала проволочные заграждения и в конце концов в них запутывалась и останавливалась. Усилия что бы порвать или продавить проволоку не было.

-13
Фото: Batalies and Blindes. 2006
Фото: Batalies and Blindes. 2006

После установки резаков трактор успешно прорезал проволоку установленную точно на высоте ножей, но на свободно подвешенной проволоке эффект был тот же, трактор просто стягивал проволоку и запутывался в ней. Несмотря на отличную подвижность испытания трактора не удались.

-15

Если трактор не получался как "прорыватель проволоки", то возможно он бы вышел как бронированный трактор поля боя. Лейтенант Саймс посмотрел по сторонам и заметил на полигоне Тальбот броневик на шасси Делоне-Бельвиль, который был выведен из первой линии. Об этой машине можно почитать здесь: На службе RNAS. Часть 11. Delaunay-Belleville Armored Car. 1914. Всё лучшее в бронированные шинели.

-16

Учитывая грузоподъемность шасси бронекорпус был установлен без башни. Возможно стандартная башня с броневика могла быть установлена ​​и позднее. Военные предполагали, что "бронированный Киллен-Страйт" можно будет использовать в частях RNAS, но двигатель машины оказался слишком слабым. Возить на себе тонну брони это совсем не то, что таскать за собой плуг. Машина стала большой и малоподвижной. Покатавшись по полю броневик не стали отправлять на фронт. Бронированный трактор Киллен-Стрейт закончил свои дни в качестве тягача на станции дирижаблей RNAS Barrow, куда он прибыл в сентябре 1915 года. Был ли он при этом разбронирован или нет информации нет.

-17

Если бы бронированный трактор был вооружен башней, то возможно он выглядел бы так, как рисовали его "реконструкторы". Но видимо инженеры флота хорошо понимали, что и так малоустройчивая машина станет ещё менее устойчивой с высокорасположенной башней, и даже не стали пытаться её установить.

-18
Несмотря на то, что на первый взгляд на базе трактора Киллен-Страйт могла бы получится вполне удачная боевая машина, врожденные недостатки конструкции машины, такие как высокий центр тяжести, малая мощность двигателя и плохая управляемость, сделали этот проект невозможным. В дело пошла более удачная машина, которая и стала в итоге "ромбом". А сам Киллен-Страйт поставил несколько тракторов, которые использовались в армии.
-19
Эта статья продолжение цикла об экспериментальных боевых машинах Первой мировой войны, которые не стали, да и не могли стать серийными, ведь параллельно уже создавались "нормальные" танки. Следующую статью можно прочитать здесь: Поиск выхода из тупика. Часть 16. Pedrail Landship. 1915. Не время для драконов.

Источник:

http://aviarmor.net/tww2/tractors/gb/killen_strait.htm

https://tanks-encyclopedia.com/ww1/UK/killen-strait-armoured-tractor

https://www.militaer-wissen.de/killen-strait-armoured-tractor/?lang=en

-20