Найти тему

Почему звукорежиссер не исправит плохую запись

Звукорежиссер, конечно, волшебник, но далеко не всесильный. Photo by cottonbro from Pexels
Звукорежиссер, конечно, волшебник, но далеко не всесильный. Photo by cottonbro from Pexels

В музыкальных кругах популярно одно видео с ютуба, которое заставляет всех звукарей грустно ухмыльнуться. Вот оно:

Если бы это была просто забавная шутка. Многие люди, не знакомые с индустрией, действительно считают, что можно сыграть или спеть как угодно, а на постпродакшне "звукарь поправит".

А о чем говорит нам госпожа "суровая реальность"? Конечно ничего подобного не происходит. Да, звукорежиссер может поправить не критичные ошибки ритмики с небольшим непопаданием в ноту, а еще наложить эффектов для красоты. Но есть принципиальные моменты, с которыми ни один звездный звукарь на супер оборудовании не справится:

  1. Невозможно изменить тембр. То есть, если ты поешь гнусаво и с определенными горловыми зажимами, то именно так ты и будешь звучать на записи. То же самое с инструментами (да-да, барабанщиков это тоже касается). Конечно можно немного нивелировать некоторые недостатки тембра и звукоизвлечения эффектами, но в целом за что звукорежиссер купил, за то и продаст. Плюс из этого вытекает вторая особенность:
  2. Звук будет слишком сильно искажен. Потому что любое вмешательство в звук деструктивно по своей природе. А правка ритмики (и особенно интонирования) деструктивны очень сильно. Любимый современными музыкантами эффект "автотюн" на самом деле — переобработанный и доведенный до абсурдного идеала чистоты (ноты) голос. И когда мы чистим голос вручную, то очень плохо спетые ноты будут звучать неестественно после правки, потому что мы не можем физически сделать лучше.
  3. На обработку уйдет очень много времени. И да, если вы готовы оплатить звукорежиссеру его месячную зарплату за один трек, то работайте сколько влезет. Однако реальность такова, что ты у звукаря не единственный/ая. И он не сможет уделить тебе столько времени, чтобы ковыряться над каждой буквой по несколько часов. Если материал очень плохой, то профессионал либо возьмет много денег (напомню, что как Бейонсе ты не зазвучишь в любом случае, если поешь изначально плохо), либо откажется и отправит перезаписывать.

И это проблема, ведь не многие готовы адекватно оценить стоимость работы, навыки и программы, которыми звукореж владеет. Кажется, что это очень просто, быстро и вообще "одну кнопку нажал и стало звучать круто". А если такая кнопка есть, то почему люди тратят огромные деньги на образование, студию и профессионалов, которые работают над одной песней по несколько недель?

Кстати, такая же штука есть в кино (слава богу только в студенческом и любительском) и блогах. Когда тебе записали звук с камеры (шумной), звук голосов разный из-за разных микрофонов и расстояния от актеров, а потом это все слито в один файл и тебя просят почистить звук, то либо отказывайся, либо проси переписывать. Потому что и здесь "Magic Button" еще не нашли и ты убьешься все редактировать. Не получив хороший результат в итоге.

Понравилось? Хочешь еще? Тогда сразу же подписывайся на telegram канал "Записки Аранжировщика". И слушай подкаст «Слышь!». Именно здесь ты найдешь еще больше информации о музыке для гопников-интеллектуалов.