В музыкальных кругах популярно одно видео с ютуба, которое заставляет всех звукарей грустно ухмыльнуться. Вот оно:
Если бы это была просто забавная шутка. Многие люди, не знакомые с индустрией, действительно считают, что можно сыграть или спеть как угодно, а на постпродакшне "звукарь поправит".
А о чем говорит нам госпожа "суровая реальность"? Конечно ничего подобного не происходит. Да, звукорежиссер может поправить не критичные ошибки ритмики с небольшим непопаданием в ноту, а еще наложить эффектов для красоты. Но есть принципиальные моменты, с которыми ни один звездный звукарь на супер оборудовании не справится:
- Невозможно изменить тембр. То есть, если ты поешь гнусаво и с определенными горловыми зажимами, то именно так ты и будешь звучать на записи. То же самое с инструментами (да-да, барабанщиков это тоже касается). Конечно можно немного нивелировать некоторые недостатки тембра и звукоизвлечения эффектами, но в целом за что звукорежиссер купил, за то и продаст. Плюс из этого вытекает вторая особенность:
- Звук будет слишком сильно искажен. Потому что любое вмешательство в звук деструктивно по своей природе. А правка ритмики (и особенно интонирования) деструктивны очень сильно. Любимый современными музыкантами эффект "автотюн" на самом деле — переобработанный и доведенный до абсурдного идеала чистоты (ноты) голос. И когда мы чистим голос вручную, то очень плохо спетые ноты будут звучать неестественно после правки, потому что мы не можем физически сделать лучше.
- На обработку уйдет очень много времени. И да, если вы готовы оплатить звукорежиссеру его месячную зарплату за один трек, то работайте сколько влезет. Однако реальность такова, что ты у звукаря не единственный/ая. И он не сможет уделить тебе столько времени, чтобы ковыряться над каждой буквой по несколько часов. Если материал очень плохой, то профессионал либо возьмет много денег (напомню, что как Бейонсе ты не зазвучишь в любом случае, если поешь изначально плохо), либо откажется и отправит перезаписывать.
И это проблема, ведь не многие готовы адекватно оценить стоимость работы, навыки и программы, которыми звукореж владеет. Кажется, что это очень просто, быстро и вообще "одну кнопку нажал и стало звучать круто". А если такая кнопка есть, то почему люди тратят огромные деньги на образование, студию и профессионалов, которые работают над одной песней по несколько недель?
Кстати, такая же штука есть в кино (слава богу только в студенческом и любительском) и блогах. Когда тебе записали звук с камеры (шумной), звук голосов разный из-за разных микрофонов и расстояния от актеров, а потом это все слито в один файл и тебя просят почистить звук, то либо отказывайся, либо проси переписывать. Потому что и здесь "Magic Button" еще не нашли и ты убьешься все редактировать. Не получив хороший результат в итоге.
Понравилось? Хочешь еще? Тогда сразу же подписывайся на telegram канал "Записки Аранжировщика". И слушай подкаст «Слышь!». Именно здесь ты найдешь еще больше информации о музыке для гопников-интеллектуалов.