Человеческий капитал
Очередная игра слов формирующая следующее понятие - совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом.
МНЕНИЕ:
Давайте крупными мазками разберемся что же это такое. Определение гласит что это капитализация человеческих ресурсов. То есть инвестиция и прибыль посредством человека или общества.
Теперь прежде чем поговорить о «сумасшедших мамашах и папашах» распределяющих своих чад по всяким ремесленным прикладным и всем остальным курсам, кружкам и учителям, посмотрим в общем на то как применялось это понятие в жизни людей в эволюционном экскурсе.
Из общедоступных источников следует что Сама крупная инвестиция в «человеческий капитал» произошла в момент привнесения религии в человечество. С этого периода стало возможно вести более организованное истребление и порабощение друг друга, а также доносить те или иные идеи до масс и в общем смысле - использовать этот капитальный ресурс, то есть Человеков в целом.
Следующее вложение в «человеческий капитал» это привнесение письменности. С этого момента вышеизложенный процесс пошел ещё бойчее.
В ХVIIв. религиозная парадигма человечества начала склоняться к научной. Циклопические и вычурные соборы уже менее интересны для инвестиций, как и вложения в пастырей - генералов и офицеров личного состава. Наука с этих пор лучше и эффективней удовлетворяла потребности общества, выгодней стало вкладываться в первые научно ориентированные университеты, а не в смежные религиозно-научные, и прочую алхимию.
Таким образом бодрым шагом, а далее на паровой тяге и с наукой в кармане, дошли до социально-экономической революции.
Последнее известное мне, серьезное вложение в «человеческий капитал» осуществили большевики, руководствуясь в некоторой мере манифестом Ульянова «Учиться, учиться и учиться». По масштабу вложений во «всеобщую грамотность» никакое общество ни до этого, ни после, не инвестировало.
Ну и если при оценке «Человеческого капитала» не обойтись без статистики, то в среднем (или медианном, если угодно) отношении НОМО советикус был более образован чем HOMO (демократикус, империалистикус и т.д.). Будем считать это очень удачной инвестицией в национальном масштабе. Тем более что этот ресурс ещё работает и пользуются им все, кому не лень;
Но…Достаточно исторических сентенций - переходим к частной практике.
Применение понятия «человеческий капитал» в частных случаях тема скорее не экономическая, а скорее психологическая, а иногда психиатрическая;
Речь идет об образовании и дальнейшем светлом пути потомства «чад наших».
Счастье наших детей, как правило это наше представление о нашем собственном «счастье», которое мы хотим вложить в нашу генетическую проекцию.
В общем эту инвестицию можно сравнить с постройкой отеля «Шератон*****» в сейсмоактивной зоне. С перспективой в 21 год, столько лет приблизительно необходимо для созревания мозга вашего чада.
Не лучше ли просто организовать склад запчастей. По крайней мере ущерб при катастрофе будет минимальный. А катастрофа как известно неизбежна в подростковый период с 14-18 лет. И возможно оно(чадо) не будет строить отель, а всё продаст и откроет авиакомпанию или вложит в научные изыскания, при наличии соответствующих способностей. А может спустит всё в казино.
Одним словом, надо понимать, что «специалитет» ребенка невозможно выбрать. В период взросления склонности и способности меняются непредсказуемо.
Есть конечно такие вещи как естественная лень, мотивация и 10 000 часов.
Мотивация и 10 000 часов – это, например, Рудольф Нуриев (при отсутствии способностей – стать выдающимся), но это ему самому в голову «кукушка» про балет залетела, а не мама с папой при зачатии вложили;
Поэтому полезным советом будет – много яиц и много корзин.
Максимальное разнообразие среды - многие культуры, языки, пространства – это путешествия (с 3х лет имеет смысл. Раньше сомнительно и очень хлопотно);
Манипуляции с трёхмерными предметами – тактильное разнообразие (лишний раз, там, где нет вменяемой опасности, не шлёпайте по рукам);
Моторные навыки – движение, коммуникации со сверстниками;
Здоровье – разнообразие в еде и климате;
Коммуникационные навыки – правильное и разнообразное общение;
Поменьше глобальных шаблонов (традиций, идеологий). Он сам их выберет, если не будет оторван от «умной семьи».
…и, разумеется в тренде дня. Ребенок сам не способен делать выбор, не ставьте его перед этим, не предлагайте наркотик (экранные гаджеты) вместе с трудом - на выбор.
И.. для прикола вспомните как формировался Ваш «человеческий капитал». Бином Ньютона и логарифмы с одной стороны. Или «портфелем по башке» и девочки с другой стороны. Что больше запомнилось…?