Существует три бизнес-модели развлекательных тиров:
- Тир на трафике
- Стрелковый клуб
- Мобильный тир
У каждой модели есть свои особенности, плюсы и минусы. Далее сделаю короткий обзор каждой из них.
Тир на трафике
Такие тиры устанавливаются в местах отдыха большого количества людей: в парках, торгово-развлекательных центрах, возле кинотеатров, на набережных курортных городов и в других подобных локациях.
Зарабатывает такой тир за счет большого обновляемого потока людей, которые проходят рядом и готовы спонтанно потратить деньги на эмоции. По такой же модели работают все аттракционы в парках развлечений и призовые вендинговые автоматы. Тут главное, чтобы как можно больше людей сыграло хотя бы по одному разу.
Стандартный тир на трафике, обычно, состоит из трёх стрелковых позиций, то есть в нем установлено три винтовки и три мишенные установки или одна большая авансцена с мишенями.
Чаще всего в тире бывает один или два варианта игры: например, за 200 рублей игра на маленький приз, а за 300 — на большой. В среднем в одной игре 20-25 выстрелов. Клиенты в тире надолго не задерживаются. Одна игра длится примерно полторы минуты.
В тире на трафике не может быть много постоянных клиентов. Максимум 2-3%. Поэтому применение систем лояльности, внедрение бонусных схем и раздача скидочных карт не увеличивает выручку, а наоборот уменьшает прибыль владельца тира.
Средняя выручка тира, который стоит на хорошем трафике, составляет 200-300 тысяч рублей в месяц в разгар сезона. Такие выручки есть в тирах наших клиентов, которые расположены в парках крупных городов (от 500 000 населения), в курортных городах с большим количеством отдыхающих и в больших кинотеатрах (от 8 кинозалов).
Бывают выручки гораздо больше. Некоторые наши клиенты в пик сезона делают выручку до 1 млн рублей в месяц. Сумма чистой прибыли мне достоверно не известна, но по опыту могу сказать, что рентабельность такого тира не может быть ниже 50%. Конечно, надо понимать, что эти тиры расположены в самых топовых местах отдыха с огромным трафиком, а расходы на его открытие могут превышать 1 млн рублей.
Чтобы открыть стандартный тир на три стрелковые позиции в парке или ТРЦ в 2021 году понадобится от 250 000 рублей. Пример такого тира, смету на открытие, выручку и чистую прибыль смотрите в моем видео ниже.
Плюсы тира на трафике:
- Небольшие расходы на открытие: в среднем от 250 000 рублей.
- Быстрая окупаемость расходов на открытие: в среднем 3 месяца.
- По такой модели можно открыть много тиров в местах с большим пешеходным трафиком отдыхающих.
- Нет необходимости заниматься активным привлечением клиентов, вести соцсети, запускать рекламу и тд.
- В таком тире может работать любой человек, даже не знакомый с оружием и стрельбой.
- Всю операционную и администраторскую работу можно делегировать наёмному менеджеру и зарабатывать, уделяя этому бизнесу несколько часов в неделю.
Минусы тира на трафике:
- Сложно найти свободное и доступное место с высокой проходимостью отдыхающих. Либо место уже занято, либо там не разрешают ставить тир.
- Такая бизнес-модель не сможет хорошо зарабатывать в городах с населением до 100 000 человек.
- Текучка кадров. Сложно найти добросовестных сотрудников.
- Ярко выраженная сезонность. Хороший заработок в среднем 4-5 месяцев в году. Дальше либо работа только по выходным, либо перерыв до начала следующего сезона.
Стрелковый клуб
Стрелковый клуб — это развлекательный тир, который является местом притяжения для любителей стрельбы и новичков, которые хотят получить новые впечатления.
Как правило, в таких тирах имеется выбор различных видов оружия: пневматические винтовки, страйкбольные приводы, пистолеты, луки, арбалеты и даже метательные ножи, топоры и дартс. Сюда чаще всего приходят компаниями от двух человек и больше. Помимо развлекательной стрельбы здесь периодически устраиваются турниры с ценными призами и ведется «доска почета» с именами лучших стрелков.
У наших клиентов даже бывали случаи, когда их стрелковый клуб становился тренировочной базой для спортсменов в период подготовки к соревнованиям по стрельбе.
Такие тиры обычно открывают люди, которые сами увлекаются стрельбой, разбираются в оружии и таким образом они монетизируют свое хобби. Часто владелец стрелкового клуба сам работает инструктором и учит новичков обращаться с оружием и стрелять.
На видео ниже показан пример работы инструктора в небольшом стрелковом клубе. Сразу видно, что человек знаком с оружием не понаслышке.
Развлекательный стрелковый клуб может располагаться практически в любом месте в пределах города, так как ему не важен большой проходящий рядом трафик, потому что большинство клиентов идут сюда со всего города целенаправленно. Часто, из-за низкой стоимости аренды, клубы размещаются на цокольных этажах зданий. Также это может быть и отдельностоящее строение, и большой павильон в торговом центре. Для организации такого клуба понадобится площадь помещения не менее 30 м².
В стрелковом клубе, при наличии свободной площади, можно организовать для клиентов места отдыха и приема пищи и дополнительно продавать напитки и снеки. Такой клуб люди бронируют на несколько часов, чтобы сделать интересный детский день рождения с обучением стрельбе из разных видов оружия и активными играми, а после устроить чаепитие с тортом. Еду приносят с собой.
Видео с коротким обзором стрелкового клуба-тира в Якутске.
Для привлечения клиентов в стрелковый клуб активно используются соцсети, реклама в городских пабликах, раздача листовок на улице, объявления на досках в подъездах жилых домов и тд. Здесь важно, чтобы как можно больше людей узнало о существовании вашего клуба. Если тир на трафике начинает зарабатывать сразу после открытия, то стрелковому клубу необходимо какое-то время на раскрутку. Зато через пару месяцев о клубе узнает весь город и появится лояльная база постоянных клиентов.
В стрелковом клубе, в отличие от тира на трафике, действуют разнообразные тарифы на стрельбу. Существует цена за одну игру, также могут быть комбо-тарифы на несколько игр и безлимитный тариф на час стрельбы из любого оружия. Также есть призовые игры. Обязательно в продаже должны быть красиво оформленные подарочные сертификаты на стрельбу в тире.
Стрелковый клуб может зарабатывать не меньше, чем тир на трафике. А в некоторых случаях даже больше. Выручка зависит от размеров клуба, количества предлагаемых услуг и эффективности продвижения. Но и расходы на открытие такого клуба будут выше.
Главная фишка стрелкового клуба в отличие от тира на трафике — это наличие выбора различного оружия и возможность интересно и неторопливо провести время в одном пространстве с единомышленниками. Вокруг такого клуба можно собрать целое сообщество любителей стрельбы в вашем городе, которое и станет основным источником формирования ежемесячной выручки тира.
Сезон в стрелковом клубе — осень, зима, весна (примерно с октября до конца апреля). В остальное время поток клиентов снижается, но не настолько чтобы совсем закрыться.
Плюсы стрелкового клуба:
- Можно разместить в любом помещении в пределах города.
- Можно открыть в небольшом городе до 100 000 населения.
- Можно собрать большую базу лояльных постоянных клиентов.
- Можно организовать допродажи напитков и снеков, а также сдавать клуб для проведения мероприятий.
Минусы стрелкового клуба:
- Большие расходы на открытие за счет того, что необходимо оборудовать бóльшую площадь помещения и закупить много оружия и инвентаря. Но, с другой стороны, можно открыться с минимальным набором оборудования и со временем докупать остальное.
- Необходимо постоянно заниматься привлечением новых клиентов и поддерживать интерес к клубу: вести социальные сети, проводить турниры, устраивать акции, запускать рекламу. Хотя, если стрельба и всё что с ней связано приносит вам истинное удовольствие, тогда это не минусы.
- Сложно сделать сеть стрелковых клубов, потому что львиная доля успеха зависит от вовлеченности владельца в ежедневный процесс работы.
Мобильный тир
Мобильный (или передвижной) тир — это то же самое, что и тир на трафике, только он не стоит на месте, а сам приезжает туда, где собирается много народа чтобы отдохнуть. По такому же принципу работает фудтрак — кофейня или фастфуд на колесах.
Обычно мобильный тир выезжает на различные мероприятия, которые проходят под открытым небом: ярмарки, концерты, фестивали, массовые гуляния на праздники, дни городов и районов и тд. Но также его могут заказать и на частный праздник: день рождения, второй день свадьбы, корпоратив. Мобильный тир на летний сезон может превратиться в стационарный, если договориться о его размещении в хорошем проходном месте: возле городской площади, в парке или на набережной.
Такого понятия, как "сезонность" в мобильном тире практически нет. Даже в пределах одного региона круглый год проходят сотни мероприятий, в которых можно принять участие. А если не ограничиваться одним регионом, а ездить по всей стране, тогда можно выбирать самые крупные и многолюдные события, на которых за несколько дней можно сделать месячную выручку стационарного тира. Заработок зависит от энергичности владельца мобильного тира, а также от количества и "качества" мероприятий, которые он посетит.
Мобильный тир может быть представлен в двух вариантах:
- Готовый павильон с оборудованием, собранный на базе прицепа для легкового автомобиля.
- Разборная конструкция павильона (типа палатки), которая вместе с оборудованием перевозится в любом транспорте и собирается на месте проведения мероприятия.
Изготовление первого варианта обойдется дороже, но зато приведение тира в рабочее состояние будет занимать всего 10 минут и его можно будет спокойно оставлять на мероприятии на ночь, не боясь хулиганов и воров. Да и выглядит такой тир более привлекательно, а работать с ним проще и приятнее.
Плюсы мобильного тира:
- Не привязан к одному месту. Можно самому выбирать когда и где работать.
- Почти нет сезонности.
- За несколько дней работы на крупном мероприятии можно заработать месячную выручку стационарного тира.
- Работу в мобильном тире можно совмещать с другой работой. Например, выезжать на мероприятия только по выходным.
Минусы мобильного тира:
- Необходимо постоянно искать мероприятия по всему региону или стране и договариваться об участии в них.
- Чтобы зарабатывать максимально много на одном мобильном тире, необходимо буквально вести кочевой образ жизни.
- Сложно сделать сеть тиров, делегировать операционку и зарабатывать уделяя этому бизнесу несколько часов в неделю.
Выводы
В целом, развлекательный тир — это простой и интересный бизнес, который, при схожих затратах на открытие, может зарабатывать больше, чем точка с шаурмой или кофейный островок в торговом центре. Я уже молчу про отсутствие головной боли с закупкой продуктов, поиском хорошего бариста и повышенное внимание со стороны Роспотребнадзора.
При выборе бизнес-модели для развлекательного тира необходимо ориентироваться на свои внутренние ощущения, что вам ближе. Конечно, сеть тиров в курортных городах или крупных парках может много зарабатывать. Но если вы не хотите потратить много времени и денег на поиск и тестирование различных локаций для тира на трафике, тогда лучше открыть один уютный стрелковый клуб и вложить в него всю свою душу и энергию, чтобы, помимо удовольствия, он приносил и хорошую прибыль.
Ну а если вы любите путешествовать на автомобиле, знакомиться с новыми людьми и не боитесь дорожных приключений, тогда вам будет ближе мобильный тир. И ваша жизнь превратится в один сплошной праздник!