КОРВЕТ- 003 (038)
В своем желании потрясти аудиофилов создатели проигрывателя преуспели – его внешний вид (как и цена 630 рублей, превышавшая в то время оклад доктора наук) впечатлял. И прежде всего – дизайном тонарма. Он загадочно поблескивал металлической сферой размером с небольшое пушечное ядро и порождал естественный вопрос – для чего оно? Оказалось, для реализации идеи вязкостно-динамического демпфирования НЧ резонанса.
Метода основанного, между прочим, на известном эффекте сырого яйца. В герметичной титановой оболочке (скорлупа) плавал в глицерине (белок) на магнитной подвеске стальной шар (желток). Попробуйте крутнуть сырое яйцо на столе – вращается медленно, не пропорционально приложенной силе. В этом фишка.
По заявлению разработчиков, НЧ резонанс тонарма, чаще всего возбуждаемый короблениями грампластинок на частотах 4 – 6 Гц, был успешно снижен с обычных 12 дБ до 6-ти. Что они назвали «настоящим прорывом». Порадуемся за них. Однако.
Известно, что амплитуда резонанса понижается с повышением возбуждающей частоты. Масса упомянутого «ядра» была 1,1 кг. Соответственно высокой оказалась и эффективная (приведенная) масса звукоснимателя, определившая частоту НЧ резонанса – 5,5 Гц, которая точно попала в опасный диапазон короблений (4 – 6 Гц).
Чтобы уменьшить эффективную массу, трубка тонарма и головкодержатель были изготовлены из легчайшего бериллия. Одного этого у ж е было достаточно, чтобы (при отсутствии «ядра») обеспечить частоту НЧ резонанса тонарма 10 – 11 Гц. В этом диапазоне коробления практически не встречаются, а амплитуда резонанса не превышает тех же 6 дБ безо всякого демпфирования. Разработчики решили проблему ими же созданную.
Но были и другие. Из-за тяжести «ядра» трение в осях поворота тонарма стало недопустимо высоким. Для его снижения пришлось дополнить/усложнить конструкцию вертикальной оси специальной магнитной подушкой, разгрузившей подшипники, но для горизонтальной оси такой способ не годился. Приемлемое решение долго не находилось. Но в итоге нашлось. В КБ Рижского ПО «Радиотехника» была позаимствована идея двухточечной керновой опоры, простая, эффективная и дешевая в производстве.
Из-за больших вертикальных размеров тонарма для грампластинки потребовалась соответственно высокая опора, которую, видимо, из оригинальности сделали трехлопастной. Опираясь на эти лопасти в нескольких (3-х?) точках, пластинка фактически висела в воздухе (звуковом поле), искажая звучание структурными резонансами и возбуждая акустическую обратную связь. Во избежание этого в хороших «фирменных» проигрывателях грампластинка прижимается к диску всей плоскостью специальными прижимами или даже откачкой воздуха.
Кроме того, поскольку собственные частоты резонансов тонарма и системы корпус-амортизаторы совпали (а должны различаться минимум на октаву, т.е. в два раза), аппарат стал «недотрогой» – заводился даже от легкого прикосновения, возбуждая акустическую обратную связь и перегружая усилитель.
Дорогой, красивый Корвет-003 оказался плохим проигрывателем. В отличие от усилителя Бриг-001 разработки той же организации. Его также немалая цена была оправдана прекрасными техническими характеристиками.
Ошибки при создании Корвета-003 были обусловлены не только амбициозностью руководства «Морфизприбора», стремившегося любой ценой стать мировым лидером в области звукотехники, но и закрытостью самой организации. На внутренние техсоветы не приглашались знающие аудио-инженеры извне, и такая самоизоляция явилась одной из причин допущенных грубых ошибок.
Владимир Виноградов.