Приветствую всех!
Очень часто я слышу от людей (в том числе и знакомых), что ЛитРПГ можно читать только любителям игрушек, да ещё и тому, кому нет 15 лет :) И тот аргумент, что его читают и взрослые люди, да и пишут авторы 30+ возрастом их не пробивает. Давайте сегодня вместе разберёмся, правда ли то что жанр ЛитРПГ - только лишь для геймеров, а остальные его не поймут и вообще им это не надо :)
Для того, что бы разобраться разобьём жанр на составляющие мифы/претензии и рассмотрим их сначала по отдельности, а затем сделаем выводы.
1) Непонятные термины. Шмот, лут, крафт, статы - в этом всём сложно разобраться.
2) Логи. Зачем мне знать сколько "силы" у персонажа и какие характеристики у одежды.
3) Мотивация. Зачем мне вообще читать о людях, которые тратят своё время на игры?
4) ЛитРПГ - это фэнтези, а я его не люблю, зачем мне это читать?
5) Повальная безграмотность авторов, пишущих в жанре.
6) ЛитРПГ читают и покупают только дети и подростки.
1) Непонятные термины. Шмот, лут, крафт, статы - в этом всём сложно разобраться.
Начинаем мы читать книгу в жанре ЛитРПГ и тут на нас горой сыпятся страшные слова, написанные в подзаголовке. Вполне ли оправданно её закрыть, не в чём не разбираясь, и сказать - мне не понравился весь жанр? Давайте представим аналогичную ситуацию, только поменяем жанр на классическое фэнтези:
Сегодня 17-й день Серебряного Боголесья 15-го года Равийского Дракона, Мелианской эры. Это лучший день в моей жизни, ведь сегодня я пройду испытание огнём, фальшбером и поклонюсь статуе Исирийской королевы, что правила многие года назад в Тёмном лесу, близ Марлового побережья. Я тренировался на Горе Укун многие луны и готов пройти это испытание, объявляемое монахами Серебряной Девы в каждый третий Праздник Семи Лун.
Ничего не понятно, да? :) Однако, каждое третье классическое фэнтези начинается именно так. Прочитав это, мы с ходу не сможем дать ни привязку к тому который сейчас день, ни к месту действия, ни к тому что сейчас там вообще происходит, несмотря на то что автор прямо выложил нам все эти данные. Но мы бросаем читать это? Исключая, конечно, вариант что там всё написано безграмотно и автор дальше продолжает "грузить", то тут можно и бросить. А если эта книга - бестселлер, его вам порекомендовали хорошие знакомые? Да, мы продолжаем читать, потому что знаем, что про Серебряную Деву и праздники нам пояснит сам автор, фальшбер окажется ритуальным двуглавым топором, сколько лун всего на небосводе нам расскажут путники при ночёвке, а про место и время действия станет понятно по сюжету из контекста.
Теперь стоп. А чем это отличается от ЛитРПГ и его терминов? Про характеристики нам пояснят встречные люди (в контексте общения, естественно), про крафт, шмот и лут расскажет автор, а о некоторых значениях и сами додумаемся по ходу чтения. Да, тем, кто играет в онлайн игры это и пояснять не надо, он сразу поймёт что тут к чему. Но тут можно сравнить человека, который 40 лет читает одного автора с другим человеком, который только сегодня увидел у него книгу. И если, к примеру, автор написал новый роман в ранее описанном мире, то фанату так же не понадобится и минуты, что бы разобраться в месте действия. А новичку придётся дойти до середины книги, что бы понять основы произведения.
Думаю понятно, что я хотел сказать в этом подпункте. Незнакомые термины в ЛитРПГ - это не повод говорить, что вам не понравился жанр, потому что вы не разобрались в них с ходу. К тому же, вам придётся запомнить всего десяток-другой новых слов, на все ЛитРПГ. Так что этот миф, о сложности терминов, не имеет под собой особых оснований.
2) Логи. Зачем мне знать сколько "силы" у персонажа и какие характеристики у одежды.
Раз уж я начал проводить аналогии с фэнтези, то давайте продолжим в том же ключе, что бы вас не запутать :) Как авторы представляют нам своих персонажей?
Их было трое. Первый был огромный смуглый бугай, под два метра ростом. В руках он держал тяжёлый, на вид, топор, явно изготовленный на Кансайских островах. Одет в плотную кольчугу и кожаные штаны из дублёной кожи. На физиономии у него было несколько шрамов над бровями и на правой щеке. У второго были блестящие на солнце меч и щит, лицо его было скрыто за забралом чёрного шлема необычной формы. И хоть он был пониже первого, но выглядел опаснее. В его движениях чувствовалась грация закалённого бойца. Одежда была подстать шлему - на первый взгляд и не скажешь из чего сделана. Третьей была невысокая светловолосая девушка, в длинном дорожном платье тёмно-зелёного цвета. В руках посох, как будто целиком выточенный из ветки дерева. По нему пробегали ярко-алые всполохи, иногда сменяясь голубыми разрядами.
Тут сразу понятно кто из них примерно кто. Посмотрим на эту сценку-описание под другим углом:
На Арену вышли трое. Я кинул на них "оценку". Первый: уровень 5, сила - 12, ловкость - 3, интеллект - 1. Ну, по этому бугаю сразу видно, что он типичный танк. На нём одет стандартный Кансайский сет, сам он с тех же островов, по виду не сильно опытный противник. Со вторым дуэлянтом дела обстояли хуже. Уровень 12, сила -12, ловкость - 8, интеллект - 3. Уровень на пять выше моего, все статы тоже выше моих, да ещё шмот у него явно непростой. Я такого даже не видел. Взглянул на последнюю из тройки. Уровень 8, сила - 3, ловкость - 3, интеллект - 14. Как и с первым бойцом, ничего необычного. Одежда мага природы, посох заряженный заклинаниями огня и молнии. Судя по виду посоха, в нём ещё должны быть пару заклинаний на контроль персонажа.
И тут тоже сразу понятно, что второй воин доставит хлопот, первому не стоит попадать под топор, а третьей - под заклинания.
Такой же пример можно привести, когда маг получает новый посох от кузнеца. Фэнтезийный маг оценит породу дерева и мастерскую полировку, которые позволит уложить в него 4-5 заклинаний, а кристалл рубидия в навершии даст двойную силу заклинаниям огня. Игровой маг нажмёт статистику и, увидев описание предмета, поймёт, что вместимость посоха 4 средних или 5 малых заклинаний, +100% урона огнём.
Собственно, вывод из вышенаписанного: Логи - это всего лишь способ описания того, что наш герой видит вокруг себя, т.е. эмпирический метод, "обёрнутый" в цифры. Так же, как в фэнтези волшебник видит магические потоки и описывает их как линии, которые тянутся к его рукам во время ворожбы. Или джедай, без помощи глаз, видит силу вокруг и может по ней описать окружающий мир. Это не относится к мифам, но зачастую люди считают оправданными логи только в игре.
3) Мотивация. Зачем мне вообще читать о людях, которые тратят своё время на игры?
Этот миф исходит от тех, кто с жанром не знаком или читал только рецензии на него. Так-то оно так, только вот почти всегда в ЛитРПГ герой играет не ради игры. Частенько, ему требуются деньги на операцию, поддержку семьи, долг, ещё куда-нибудь. Чем это отличается от фэнтезийного наёмника, который служит в армии, что бы оплатить лечение родственнику? Или, мы же не спрашиваем, зачем хоббитам идти спасать мир? :) Потому что обстоятельства так сложились, что только они могут это сделать. Так и в ЛитРПГ, мы не спрашиваем, зачем убивать этих трёх боссов - потому что у игрока есть ПЛАН, вот почему!
В общем, про мотивацию тоже всё понятно. Можно приравнять игру в жанре к наёмничеству/работе/острой необходимости, а не к развлечению или прожиганию жизни.
4) ЛитРПГ - это фэнтези, а я его не люблю, зачем мне это читать?
Очень распространённый миф. Да, фэнтези миров в жанре довольно много. Но у меня есть пара возражений:
Во-первых, книг ЛитРПГ полно и в другом стиле. Космофантастика, постапокалипсис, современный мир, будущее, зомби, даже эротика :) И это не единичные произведения, вы всегда найдёте что-то по душе.
Во-вторых, фэнтези, зачастую, нестандартное. Т.е. где-то нет эльфов, где-то гномы ездят на паровиках, а где-то у гоблинов в ходу дирижабли и пушки. И фэнтези, в этом случае, легко превращается в нечто иное, довольно захватывающее.
5) Повальная безграмотность авторов, пишущих в жанре.
Так же, распространённый миф. Тут даже легко проследить его корни, и ещё легче опровергнуть. Истоки у этого мифа просты: На заре ЛитРПГ его кинулись писать ВСЕ. И минимум половина из них писали в первый раз :) Отсюда засилье безграмотности в жанре. В опровержение хочу сказать, что ЛитРПГ пишут множество именитых авторов: Павел Корнев, Артём Каменистый, Андрей Васильев, Андрей Красников, Андрей Ливадный, Алекс Кош, Сергей Зайцев и многие другие. Так что этот миф имеет под собой основание лишь частично: из-за наплыва неопытных авторов.
6) ЛитРПГ читают и покупают только дети и подростки.
Почему так считается - непонятно. Давайте поразмышляем логически. Начнём с того, что дети и подростки сейчас не особо-то и читают :) А если читают, то явно не покупают книги за деньги. Во-первых, век повсеместного пиратства, а, во-вторых, вспомните себя в 15-18-20 лет. Если у вас и появлялись "свободные" деньги, то тратили их точно не на покупку книг :) Редкие исключения в виде отъявленных книголюбов в расчёт не берём.
Книги "для себя и души" начинаешь покупать тогда, когда у тебя есть на что поесть и где пожить. А в текущих реалиях это, в лучшем случае, возраст 25+ лет. Не такие уж и дети, да? :)
Подведя итог всему вышенаписанному, хочу сказать что ЛитРПГ - это просто жанр и отличается он от других не больше чем, к примеру, фэнтези от киберпанка (а то и менее).