Найти тему
Zero

Структура личности. Внешняя сторона тоналя - Персона

Обычно человек ощущает свой центр как сознательное «Я». Оно выступает управляющим центром между нашим разумом, эмоциями, чувствами и действиями.

Все точки сборки обычных людей находятся примерно в одном месте, где-то между «центром разума» и «центром озабоченности» - это положение мы и ощущаем как наше сознательное «Я». Но взаимодействия между «Я» различных людей никогда не происходит напрямую.

Каждое «Я» внешне как бы окутано защитной оболочкой, маской, диктуемой социальной ролью индивида в той или иной обстановке. Этот слой нашей личности К. Юнг выделил в архетип «Персона», а К. Кастанеда определил как внешнюю сторону тоналя, его фасад. Человек должен всегда следить за его привлекательностью и гармоничностью (правильным тоналем).

Структура личности по К. Юнгу
Структура личности по К. Юнгу

Тусклая «Персона» человека говорит о недостаточном поступлении энергии извне. Если он совсем не уделяет внимания своему внешнему виду, "Персона" может ослабнуть и её место займет противоположный архетип - «Тень». Такое часто происходит с женщинами во время декрета, когда уход за ребёнком требует повышенного внимания, не хватает времени на сон и работу с собственным телом. Тогда «Персона» задвигается на задворки сознания, иногда так глубоко, что образ человека в буквальном смысле превращается в «Тень».

Разрушенную «Персону» очень долго восстанавливать, лучше сразу привыкнуть уделять ей хотя бы немного времени, но регулярно.

Те, кто работают удалённо, т.е. их взаимодействия с социумом сведены к минимуму – тоже находятся в зоне риска. Такой человек постепенно затухает, сначала его обычной одеждой становится потрёпанный халат или трико, потом волосы лень расчесать, у одних на теле появляются жировые отложения, а у других напротив – болезненная худоба. Поэтому в период карантина, когда многие переведены на удалёнку, персоне следует уделять повышенное внимание.

Кроме «Персоны» у нас есть ещё один посредник– «Анимус». Он существует для связи с коллективным бессознательным, с которым мы тоже никогда не взаимодействуем напрямую. Но если «Персону» люди худо-бедно развивают, с «Анимусом» и «Анимой» обычно полный затык. Так как эти архетипы находятся намного глубже.

Согласно К. Юнгу, цель человеческого развития в обретении целостности. Это значит, что точку сборки, центр нашего сознательного «Я» мы должны постепенно смешать в более глубокие слои.

Если мы вообразим сознательный ум, центром которого является Я, как противоположный бессознательному и дополним нашу мысленную картину процессом ассимиляции бессознательного, то мы эту ассимиляцию можем рассмотреть как своего рода сближение сознательного и бессознательного, и тогда центр личности совпадает не с Я, а со срединной точкой между сознательным и бессознательным. Это будет точка нового равновесия, новый центр всей личности, действительный центр, который, имея ввиду его положение между бессознательным и сознательным, обеспечивает новое и более прочное основание личности (Jung, 1945, с. 219).

Но это сделать не так просто. Потому что когда мы начинаем двигаться вглубь, нашей «Персоне» перестаёт хватать внимания и энергии. Т.е. рушится сначала фасад тоналя, а потом и его внутренняя сторона.

Поэтому Д. Хуан и предложил такой алгоритм движения к целостности:

1) Сначала гармония между внешней и внутренней стороной тоналя.
а потом
2) Гармония между тоналем и нагвалем.

Таким образом, развитие должно начинаться с построения правильной (привлекательной, гармоничной и сильной) «Персоны» - фасада тоналя.

Далее можно двигаться к точке разума – внутренней стороны тоналя. Подтягивая мысли, решения, суждения и намеревания под тот красивый образ, который создан фасадом. Чтобы «Персона» не выглядела маской, с помощью которой мы обманываем окружающих. А наша красивая внешняя форма (одёжка, по которой встречают) соответствовала нашему внутреннему красивому содержанию (уму, по которому провожают).

И уже в последнюю очередь, когда с первыми двумя этапами мы успешно справились - двигаем точку сборки в центр «Самости», ищем гармонию между тоналем и нагвалем. Здесь нам и потребуется интенсивная работа с архетипами «Тень» и «Анимус».

Спасибо за внимание )