Уже скоро будут проведены кадровые перестановки в администрации США. Но пока этого не произошло, обязанности продолжают выполнять прежние сотрудники, компетентность которых иногда вызывает сомнения. Так заместитель госсекретаря по вопросам международной безопасности и нераспространения Кристофер Форд удивил своими совершенно непрофессиональными высказываниями, касающимися проблем контроля над вооружениями.
Кристофер Форд хорошо известный как жёсткий противник России, в ноябре этого года выступил с докладом по вопросам обеспечения контроля за ядерным оружием, разобрав тему с позиций международного права и морали. Однако он рассуждал о последствиях применения такого вооружения любыми странами кроме США и их непосредственных союзников — Великобритании и Франции. Не обошлось и без темы о перспективных российских разработках, не охваченных договорами, (отставание США по некоторым из них — основная, если не единственная, причина, по которой их надо ограничить или вовсе запретить).
Резкой критике докладчик подверг движение за безъядерный мир и объявил, что США не намерены подписывать Договор о запрещении ядерного оружия (вступает в силу 22 января 2021 года). При этом он приложил много усилий для того, чтобы обелить ядерную стратегию Соединённых Штатов, принятую в феврале 2018 года и действующую сегодня. Главный аргумент — Америка будет применять ядерное оружие только в неких «чрезвычайных обстоятельствах». Только вот сама доктринальная установка описывает 14 таких особых случаев, которые разбросаны по всему тексту документа, а восемь из них и вовсе написаны нарочито расплывчато, чтобы в случае необходимости интерпретировать их в своих интересах. Этот факт сам по себе прямое противоречие заявлению о твёрдой позиции США о неприменении такого оружия.
Докладчик сказал, что большим препятствием для возможного применения являются военные и гражданские юристы Пентагона. Но почему-то во внимание не был взят тот факт, что президент США может принять решение полностью самостоятельно, не оглядываясь ни на чьё мнение и действуя полностью единолично. А кто не согласен, того можно попросту уволить. Все попытки пересмотреть эти прерогативы до сих пор оказывались тщетными.
Несомненно не обошлось и без критики ядерных доктрин России и КНР. Дошло даже до того, что докладчик приписал российской ядерной доктрине те положения, которых там нет. Так оказалось, что Россия допускает применение ядерного оружия даже в случае нанесения каким-то государством первого ракетно-ядерного удара по пустынным и лесным районам Российской Федерации. Китайская концепция «минимального ядерного сдерживания» тоже оказалась погребена под шквалом критики. Особо критике была подвергнута концепция отказа от нанесения первого ядерного удара. Её назвали «весьма бесполезной». Не обошлось и без традиционного предложения по ликвидации нескольких российских систем вооружений, которые пока не ограничены международными соглашениями.
Но самая большая ответственность, как бы в США это не отрицали, лежит на них самих. Они первые, кто создал, и единственные, кто применил ядерное оружие. А также те, кто сознательно и планомерно блокируют процесс контроля оружия и его распространения.
Больше информации по этой теме в материале Еженедельника "Звезда"