Семейная сага? Ведь в центре повествования три поколения семьи МакКоллоу.
Или вестерн? Ведь автор весьма подробно описывает детали быта команчей, главный герой взрослеет в индейском племени, встречает там первую любовь.
Или приключенческий роман? Ведь мы становимся свидетелями локальных распрей между соседями, вместе с героями оказываемся на фронтах гражданской войны в Америке, первой мировой и второй мировых.
А может, это любовный роман? Ведь несколько историй пройдут перед нашими глазами.
Все это - один роман, получивший высокую оценку критиков ("великий американский роман"), ставший финалистом Пулицеровской премии, - роман Филиппа Майера "Сын".
Три временных пласта. Но повествование идет не хронологически, а одновременно, и это отличает книгу от многих других, более привычных. Одновременность эта как будто сближает не только членов семьи, между которыми на самом деле годы и даже десятилетия, но и саму историю.
Итак, перед нами предстает легендарная личность - Илайя, Полковник, бледнолицый, воспитанный индейцами, убившими предварительно его мать и сестру. Вождь индейцев чероки назвал его «лучшим из бледнолицых», Илайя же собрал в себя и черты родителей, и черты индейцев, закаливших его. Он кажется несколько неэмоциональным. Практически не переживает об убитой на его глазах матери, потом - о потерянной любимой индеанке. Он как закаленный в боях воин, стойко переносящий все. Именно он заложил фундамент семьи МакКаллоу. И, наверное, название романа отражает его - сын земли, родины, которая прошла и войну бледнолицых с индейцами, и гражданскую, и войны XX столетия.
Питер, сын Полковника, непохожий на него совсем, а оттого и нелюбимый младший сын. "Сын -семя позора".
Добрый, честный, простой человек. О нем, пожалуй, более правдиво написано, потому что его страницы - это Дневник. Мы вместе с ним не принимаем начало нефтяной империи, потому что душа лежит к таким настоящим и искренним лошадям.
Джинни, правнучка Полковника, унаследовавшая не только империю семьи, но и многие черты характера своего прадеда. Ее безэмоциональность и даже пренебрежение к чувствам, особенно к собственным детям, воспринимаются ещё более тяжело. Сцены, когда она оставляет в приёмной малышей на секретарей, а потом, испытывая раскаяние, ничего не делает, никак не компенсирует для детей отсутствие матери, а только больше раздражается, вызывают резкое неприятие.
Каждый из трех героев олицетворяет свою эпоху (как принято в нашей литературе - они герои времени). Но при этом я ловила себя на мысли, что ни один из них мне не нравится, не вызывает каких-то положительных мыслей.
Да и роман в целом произвёл странное впечатление. С одной стороны, грандиозное масштабное повествование, во многом меняющее представление.
Индейцы для читателей моего поколения- это Фенимор Купер или Майн Рид. У Майера все иначе. Нет ни героики, ни любовной истории, зато есть налёт какой-то усталости от ежедневного противостояния. Жестокое и жёсткое повествование. Кровь, насилие, агрессия- сопутствующие становления Америки, Техаса.
Детали быта до мелочей- даже создаётся впечатление, что ты сама работаешь на ранчо, сама возишься с телятами.
"Если она не занималась коровами, то ухаживала за телятами; вообще-то это тоже было обязанностью братьев, но они редко вспоминали о ней. Осиротевшего теленка отводили в загон у дома. Джинни привязывала корову к забору, а потом брызгала молоком теленку на голову. Корова чуяла свой запах и подпускала теленка к вымени. Получалось не с первой попытки, и Джинни приходилось быть терпеливой, иногда процесс занимал несколько дней".
Главы о Полковнике - подробнейшее повествование о жизни индейцев. Целая глава, например, о бизоне, о том, как зря не пропадала ни жила, ни косточка. Детали настолько чёткие, что ощущаешь в какой-то момент себя чуть ли не специалистом. Недаром критики считают, что роман Майера можно назвать энциклопедией. Собственно, известно, что для работы над «Сыном» Майер прочёл около 350 книг о Техасе, учился охотиться с луком и провёл месяц, стреляя в буйволов и питаясь кровью мёртвых животных. Естественно, получилось очень достоверно.
Все так. Но с другой стороны - повествование не увлекло. Мне СОВСЕМ не было интересно.
Заставил задуматься только финал. Джинни в возрасте 86 лет в одиночестве умирает на ранчо, оставляя огромную нефтяную империю детям и внукам. В ОДИНОЧЕСТВЕ.
И кто теперь будет "сыном", наследником не по факту, а по призванию?
Идея - 8 баллов
Сюжет - 8 баллов
Герои - 10 баллов
Язык - 10 баллов
Оценка: 36 баллов
"Трус боится только за свое тело. Именно его он любит больше всего на свете. Храбрый человек любит сначала других, а себя – в последнюю очередь".